ДОВМОНТОВ ГОРОД

Назад

Довмонтова стена

Довмонтова стена (в летописях Домантова стена) чаще всего упоминается в связи со строительством и ремонтом церквей в ее пределах, а также в связи с упоминанием Персей Крома.Псков Домантова стена называется как ориентир, когда сообщается о строительстве приклада к пряслу стены над р. Великой на Крому (от Костра до Домантовой стены).

Перси - с северной стороны, Торг - с южной, береговые террасы над Великой и Псковой со стенами над ними оределяют границы пространства, называемого в летописи Домантовой стеной. Данные о церквях, находящихся здесь, подтверждают эту локализацию.

Таким образом под обозначением "Домантова стена" понимали крепостные сооружения, составляющие второй пояс каменных укреплений, примыкающих к Крому. В XVI в. устное предание приписывало строительство стены князю Довмонту, с чем и связано ее название.

Отсутствие упоминаний о строительстве стены в XIV в. позволяет отнести возведение Домантовых укреплений к XIII в., о чем свидетельствуют и археологические раскопки. Конструкция основания стены. датируемой второй половиной XIII в., очень схожа с остатками укреплений 1309 г. открытыми при раскопках 1976 г., что говорит о близости их во времени.

Макет Довмонтова города

Археологические данные не исключают возможности строительства стены при Довмонте. В пределах стены в течение XIV-XV вв. было построено много церквей, придававших этой части Пскова значение своеобразного центра церковной жизни города. Северная часть стены была занята Греблей, оберегавшей подступы к Крому с юга. Над Греблей имелось два моста, соответствовавших двум воротам в южной стене детинца.


Довмонтова стена до и после реставрации

В разные периоды в летопесях синонимами Довмонтовой стены были: "Домантово городище", "Город Домантова стена", "Довмонтов замок", "Домантова стена", "Довмонтова (Довмантова) крепость, наиболее употребительной сейчас определение "Довмонтов город". Довмонтова стена как укрепление частично сохраняется (в измененном и реставрированном виде) в наше время.

Довмонтов город. XIII в.

Довмонтов город представляет самостоятельно укрепленную каменными стенами часть древнего Пскова, примыкающую с юга к Кремлю. Восточная стена Довмонтова города стоит над р. Псковой, западная - над рекой Великой. Южной стеной Довмонтов город отделен от территории "Старого застенья", где располагался торг.

В южной стене Довмонтова города находятся Приказная палата постройки 1693-1695 гг. и здание XIX в. так называемая, Духовная консистория.

Площадь Довмонтова города около 13500 кв.м. В настоящее время иследована площадь 9000 кв. м.

Культурный слой, его древнейшие отложения (IV-Х вв.) в Довмонтовом городе сохранился фрагментарно в связи с бурным каменным строительством ХIII-XV в.в. и возникновением могильников около культовых зданий. Однако на сохранившихся участках древнейшие отложения позволили при их вскрытии установить характер древнейшей застройки территории, занятия первопоселенцев и их этническую принадлежность.

Важнейшими находками на территории Довмонтова города являются: железоплавильная мастерская "Х-XI в.в." во всем ее производственном комплексе, основания древних каменных построек, нередко сопровождаемых настенными росписями и вещественными остатками.

Всего раскрыто 14 памятников каменного зодчества: военного, гражданского и культурного назначения. Cреди них церковь Дмитрия Солунского, построенная до 1135 г., остатки первоначальных стен Довмонтова города ХIII в, остатки каменных зданий ХIII в. административного значения.

Территория, ныне называемая Довмонтовым городом до ХIII в. представляла часть городского посада у подножия Псковского Кремля. В ХIII столетии она была административным центром города, отделенным от остальной территории Пскова каменными крепостными стенами. Здесь возводятся каменные и деревянные постройки административного назначения.

Как административный центр Пскова и Псковской земли Довмонтов город существовал вплоть до начала ХVIII в.

Впервые под названием "Довмонтов город" встречается в летописи в 70-е г.г. ХIV в. и сохраняет его до наших дней. Назван так по имени князя Довмонта (Тимофея), княжившего с 1265 по 1299 гг.

XIII век оказался чуть ли не самым драматичным в истории Пскова и Крома. В 1265 году на исторической сцене Пскова появился князь Довмонт.

Довмонт (лит. Daumantas, белор. Даўмонт), в крещении Тимофей (умер 20 мая 1299 года) — псковский князь литовского происхождения, правивший с 1266 по 1299 годы. Неоднократно разбивал литовцев и немцев, в том числе в Раковорской битве. В исторических хрониках и художественной литературе отмечается как "муж доблести и чести безупречной, на немец лютый до смерти". При Довмонте Псков обрёл фактическую независимость от Новгорода.

Удивительно — не святая Ольга, не святой Всеволод-Гавриил Псковский, не святой Александр Невский, а бывший литовский князь Даумантас стал небесным покровителем города. Довмонта канонизировали довольно быстро — меньше чем через 100 лет после его смерти. На памятнике «Тысячелетию России» в Новгороде среди 109 фигур выдающихся деятелей Российского государства есть и изображение Довмонта.

Князь Довмонт (Даумантас), спасаясь от смут в родной Литве, нашел прибежище в Пскове, где поселился в 1265 году вместе с 300 литовскими семьями. Здесь он крестился в Троицком соборе, при крещении получил имя Тимофей. Уже в следующем году псковичи, видя мужество и добронравие Довмонта, избрали его своим князем. Как и Великий Новгород, Псков выбирал своих князей решением народного вече, видя в них, говоря современным языком, наемных военных руководителей, ответственных за оборону пограничных рубежей. В случае Довмонта выбор был сделан весьма удачно.

Всего через год после начала княжения, в 1267-м, рижские немцы во главе со своим магистром (собственно, опять Ливонский орден) решили покончить с Довмонтом и пришли к Пскову «на конях, в кораблях и в ладьях с пороками (стенобитными орудиями)», собираясь пленить Дом святой Троицы и учинить расправу и над Довмонтом, и над жителями, а женщин и детей «в работу увести».

Со слов летописцев известно, что князь Довмонт со слезами на глазах, всенародно и истово молился коленопреклоненный перед алтарем Троицкого собора, положив перед ним свой меч, собираясь с духом на подвиг, укрепляя свое мужество и мужество своей дружины. Игумен, взяв меч, торжественно перепоясал им Довмонта и благословил князя на битву. «Довмонтъ же въ множестве ярости мужества своего, не дождавъ полков новгородских, с малою дружиною, с мужи псковичи, выехавъ, изби полки и самого местера раниша по лицю».

Уже в феврале 1268-го Довмонт во главе псковского войска участвовал в битве при Раковоре (ныне Раквере в Эстонии) и в ознаменование победы над неприятелем построил первый храм на будущей территории Довмонтова города, в честь своего небесного покровителя Тимофея Газского.

В апреле 1268 года Довмонт с дружиной в 60 воинов разбил отряд ливонцев из 800 человек, вторгшихся в пограничные псковские села. В знак победы князь построил храм в честь Святого Георгия, покровителя воинов. В июне 1272 года у стен Пскова Довмонт опять разбил многотысячное войско ливонцев, которые наконец что-то поняли и потом еще долго не решались вторгаться на псковскую землю.

В 1282 году князь Довмонт породнился с великокняжеской семьей: его женой стала княгиня Мария Дмитриевна, дочь великого князя Дмитрия, внучка Александра Невского.

В последней четверти XIII века, в период относительного затишья, псковичи под руководством князя построили к югу от Крома знаменитый Довмонтов город (второе после Крома кольцо городских укреплений), сделав Псков образцовой средневековой крепостью. В XIII веке перед каменными Персями появилась Гребля — классический замковый ров, который по весне наполнялся водами двух рек, а летом превращался в вязкое болото.

В должности псковского князя Довмонт-Тимофей 33 года охранял и обустраивал приютивший его город. Даже незадолго до смерти, будучи весьма пожилым человеком, Довмонт одержал свою последнюю блестящую победу над Ливонским орденом, рыцари которого опять подошли к стенам Пскова и устроили страшную резню в монастырях и беззащитном посаде. И опять Довмонт сумел разгромить ливонское войско с малой дружиной, не дожидаясь подмоги из Новгорода. Это было 4 марта 1299 года, а 20 мая князь скончался.

Он был похоронен в княжеской усыпальнице Троицкого собора, рака с его мощами находится там до сих пор. В 1374 году Довмонт-Тимофей был канонизирован. Знаменитый Довмонтов меч можно увидеть в Поганкиных палатах.

Считается небесным покровителем Пскова. Его имя и подвиги прославлены в летописи, отражены в русских иконах.

С территорией Довмонтова города связано местоположение многих древнейших памятников каменного строительства Пскова, представляющих большой научный интерес для изучения русского национального зодчества.

Расцвет строительной деятельности на территории Довмонтова города относится ко времени Псковской республики 1348-1510 г. К началу ХVI в. здесь располагалось 17 зданий культового назначения и не менее 4-х гражданских каменных построек.


Довмонтов город

Цветные с позолотой купола храмов, живопись икон под навесами, часовенки, кладбища с оградами и воротами - все эти разнообразные строения Довмонтова города живописно сочетались между собою. А рядом вздымались белые стены Крома и сверкали золотом главы собора в детинце. Ко времени призвания самостоятельности Пскова (1348) в Довмонтовом городе сосредоточилось управление производственными купеческими и церковными объединениями города. Здесь были общественные постройки, корпоративные гридницы, избы и церкви с дворами при них. Значение общегородского центра Довмонтов город сохранил и в XVII веке.

Многочисленные каменные строения Довмонтова города главным образом относящиеся к ХII-ХV вв., еще существовали в конце ХVII в. - первой половине ХVIII в.

В 1701 г. часть построек Довмонтова города была засыпана по распоряжению Петра I земляными бастионами в связи с подготовкой к Северной войне.

В 20-30 гг. XIX в. сохранившиеся в Довмонтовом городе постройки "за ветхостью" были разобраны. К началу раскопок территория Довмонтова города представляла заросший кустарником пустырь, изрытый воронками от снарядов и бомб периода Великой Отечественной войны 1941-1945 г. Систематические раскопки Довмонтова города открыли ряд остатков древних зданий.

История раскопок Домонтова города

Много лет в Довмонтове городе трудилась археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа.

Раскопки начались в 1964 году. Сперва их возглавил Григорий Павлович Гроздилов; потом - Василий Дмитриевич Белецкий, на которого пала основная часть работ.

Перед нами результаты их многолетних трудов: открыты основания нескольких гражданских построек и десяти храмов. Выяснилось, что почти все они были расписаны (остатки или следы фресок найдены у девяти из десяти открытых церквей.)

Исторические документы знают здесь более полутора десятков храмов (16 или 17). Некоторые из них умножались приделами. Иные были перестроены.

Вот как это распределяется по векам:

XII век - один храм. (Возводился дважды: в дереве и в камне.)

XIII век - три или четыре храма. (Один из них был вновь перестроен в камне.)

XIV век - восемь храмов. (Плюс один, построенный вновь; итого - девять. Один из них в XIV веке просто упоминается,- следовательно, мог быть построен ранее.)

XV век - три храма да два вновь возведенных; итого - пять. (Два из трёх в XV веке лишь упоминаются впервые; - следовательно, они могли быть построены ранее.)

XVI век - один храм построен впервые и три построены вновь на месте старых храмов. Итого - четыре.

Вот и получается 16 или 17 плюс к ним - восемь храмов, построенных заново на прежних местах во имя тех же святых.

Общий план раскрытых раскопками каменных сооружений по В.Д. Белецкому
I-II – фрагменты здания средневекового владычного архива
III — поповская изба XV в.
IV – остатки "гражданской постройки" (XII - XIII веков) и "караульного помещения" (XIII века)
1 – церковь Воскресения Христова – 1395 г.
2 – церковь Георгия – 1269 г.
3 – церковь Кирилла над Греблей – 1374 г.
4 – церковь Тимофея Газского – 1268 г.
5 – церковь Дмитрия Солунского – XII в.
6 – церковь Федора Стратилата – 1272 г.
7 – церковь Алексея Митрополита – XVI в.
8 – церковь Покрова Богородицы – 1352 г.,1398 г.
9 – церковь Рождества Христова – 1383 г.
10 – церковь Николы над Греблей – вторая половина XIV в.
11 – церковь Сошествия Святого Духа – 1383 г.

Справа от дороги, ведущей через Довмонтов город к воротам Крома, лежат фундаменты большой церкви Дмитрия Солунского, построенной в XII веке и перестроенной в XVI.

Церковь эта была близка по архитектуре к сохранившемуся на Завеличье собору Мирожского монастыря и имела интересную "биографию". В ней был первоначально погребён князь Всеволод-Гавриил, умерший в 1138 году.

Церковь была построена из плинфы, то есть из широкого плоского кирпича, с добавлением в кладку известняковой плиты.

На плинфе археологи обнаружили княжеский знак Рюриковичей - клеймо мастеров. В храме нашли разбитый глиняный сосуд, оброненный, как полагают, при перенесении праха Всеволода. Сосуд удалось склеить.

На нём вылеплено лицо бородатого мужчины - может быть, это портрет князя Всеволода-Гавриила?.. В 30-х годах XIX века храм был разобран. Материал пошёл на службы архиерейского дома.

У стены над Псковoй под насыпью Рождественской батареи времени Петра Великого откопаны три храма: Рождества, Покрова и Святого Духа.

Храм Покрова сохранился на большую высоту с уникальными фресками, которые сняты со стен (около 200 квадратных метров), реставрируются в Эрмитаже.

Предполагается, что они будут возвращены во Псков в создаваемый Музей фрески, если, конечно, он будет создан.

По левую руку от дороги, по обе стороны могучего крыльца Приказных палат, открыты нижние части двух храмов XIII века, построенных по заказу князя Довмонта: Феодора Стратилата и Тимофея Газского.

Церковь Феодора Стратилата расположена ближе к дороге. Она была перестроена в XIV веке, а в XVI соединилась с церковью Алексея Митрополита, которая пристроена со стороны Приказных палат - получилась "двойня".

Фундамент церкви Тимофея Газского находится недалеко от крепостной стены. В ней был погребён сам Довмонт. Вблизи храма обнаружены литовские захоронения - могилы дружинников этого князя, выходца из Литвы.

В той же части Довмонтова города, в юго-западном углу его, у самой стены, выходящей на Великую, археологи открыли остатки владычного архива ХIV-XV в.в.

В каменном помещении, пол которого был устлан толстыми деревянными плахами, найдено более пятисот свинцовых печатей. Они были привешены к хранившимся в архиве, ныне истлевшим, грамотам.

Здесь же сберегался пластинчатый доспех, представлявший для псковичей какую-то особую реликвию. Не доспех ли это князя Довмонта?

Пластины доспеха уцелели полностью: 120 нагрудных и 120 наспинных - всего 240. (Это единственная находка такого рода.) Центральную нагрудную пластину украшал крест. Часть доспеха реставрирована и находится в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже. (120 наспинных пластин, которые затребовал себе Псковский музей и которые семь веков хранились в земле, погибли в подвале музея.)

Василий Дмитриевич Белецкий высказал предположение, что первоначально помещение архива принадлежало палатам Довмонта. Об этом говорит потайной подземный ход, выводивший к Великой.

Правее - у той же стены - находятся остатки "гражданской постройки" (XII-XIII веков) и "караульного помещения" (XIII века), как их аттестовал Белецкий. Наличие караульного помещения говорит и о наличии ворот рядом с ним. Это подтверждает один из планов Пскова.

На краю самой Гребли (тоже налево от дороги) стояли два храма: "Никола над Греблей" и "Кирилл над Греблей".

Церковь Николы - та, что стоит ближе к дороге, - была построена в XIV и перестроена в XV веке. Фрески, уцелевшие в её алтаре, сняты, реставрированы и выставлены в Псковском музее.

Церковь Кирилла представляет особый интерес. Она построена у Смердьего моста в 1374 году мастером Кириллом "в свое имя". Мастер Кирилл был крупным зодчим и, как полагают, главным строителем возведённого перед этим нового Троицкого собора. (А может быть, и стены Среднего города...) Зодчего погребли, словно князя, в созданной им самим церкви.

Вблизи церквей Николы и Кирилла (к западу от первой, к югу от второй), почти в центре этой части Довмонтова города, открыта нижняя часть храма, который был основан в XIII веке и перестроен в XVI. У Белецкого означен как "Храм № 2" и аннотирован как церковь Георгия Победоносца.

Определение местоположения церквей производилось в том числе и на основании древних планов г. Пскова. Ниже представлен фрагмент плана Пскова в конце XV - в начале XVI в. 1740 года в публикации Н.Ф. Окулича-Казарина.

"Новые данные по топографии города Пскова"
Объекты связанные с крепостным строительством:
II – Перси;
III – Гребля;
V – костер в торгу (костер на верху Великих врат каменных);
VI – Домантова стена;
XVIII – костер над Псковою на Крому (против Лубянского всхода);
XXIV – костер на Персях от Великой реки;
XXV – Великие ворота в городе на Крому;
XXVI – Малые ворота в городе на Крому;
XXVII – охабень;
XXX – захабень;
XXXI – Смердьи ворота
Частные топографические объекты:
2 – Смердий мост над Греблею;
3 – мост на Пскове;
4 – Радчин всход;
6 – мост над Греблей на Кром к Троице;
8 – погреба в охабне
Церкви приходские:
2 – Дмитрия в Домантове стене;
4 или 10 – Воскресения Иисуса Христа в Домантове стене;
5 – Феодора Стратилата;
7 – Власия в Торгу;
12 – Благовещения Богородицы;
14 – (4. 10?) возможно Софии;
15 или 19 – Покрова Богородицы в Домантове стене;
17 – Кирила у Смердия моста над Греблею;
19 или 19а - сошествие св. Духа в Домантове стене;
21 или 15 – Рождества Иисуса Христа в Домантове стене;
35 – Алексея в Домантове стене;
36 – возможно входа в Иерусалим;
37 – не атрибутируется (Тимофея? Афанасия?)

Ниже приведены данные о церквях на территории Довмонтова города по материалам Лабутиной И.К.

Инга Константиновна Лабутина - археолог, исследователь Пскова, профессор, кандидат исторических наук.
В 1971 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Историческая топография Пскова XIV-XV в.в.».
Ею в том числе была проведена работа по сопоставлению летописей с данными раскопок Белецкого В.Д. и определению местоположения и названий сооружений, расположенных на территории Довмонтова города.

Церковь Алексея Митрополита
Церковь Афанасия Афонского
Церковь Входа в Иерусалим Иисуса Христа
Церковь Воскресения Иисуса Христа
Церковь Георгия Победоносца
Церковь Дмитрия Солунского
Церковь Кирилла у Смердья моста над Греблею
Церковь Николы над Греблей
Церковь Покрова Богородицы
Церковь Рождества Христова
Церковь Софии и чад ее
Церковь священномученика Тимофея Газского
Церковь Сошествия Святого Духа
Церковь Феодора Стратилата
Церковь Феодора Тирона


Объекты культурного наследия федерального значения

- Фундамент гражданской постройки N 1
- Фундамент гражданской постройки N 2 (караульное помещение)
- Фундамент гражданской постройки N 3 (Поповская изба)
- Фундамент гражданской постройки N 4
- Фундамент гражданской постройки N 5 (остатки крыльца палат)
- Церковь Тимофея Довмонта (фундамент)
- Церковь Тимофея Гавриила (под нею)
- Церковь Алексея Митрополита (фундамент)
- Церковь Федора Стратилата (фундамент)
- Церковь Дмитрия Солунского (фундамент)
- Церковь Сошествия Святого Духа (фундаменты)
- Церковь Николая с Гребли (фундаменты)
- Церковь Кирилла с Гребли (фундаменты)
- Церковь Рождества
- Церковь Покрова
- Руины церкви
- Вылазные ворота
- Башня Святых ворот

Схема Довмонтова города.
Фрагмент прописи иконы из часовни Владычного Креста






Назад    Вверх страницы






Рейтинг@Mail.ru