Церковь Николы над Греблей
в Довмонтовом городе

Назад

Церковь Николы над Греблей в Довмонтовом городе

г. Псков, Довмонтов город, территория Кремля

Согласно житию, святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству.

Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан в Патаре, Ликия, где и получил начальное образование. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа.

Дядя его, епископ Николай Патарский, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности.

Образ Святителя Николая Чудотворца

Святитель Николай известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. Также он известен своими молитвами за моряков и других путешественников. Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение.

В католической традиции распространена легенда о том, как святитель Николай помог трём девушкам, отец которых, не имея возможности собрать приданое, планировал извлекать доход из их красоты. Узнав об этом, Николай решил помочь девицам.

Будучи скромным (или желая избавить их от унижения принятия помощи от постороннего), он тайком пробрался в их дом и оставил кошелёк с приданым для старшей дочери. То же самое для средней дочери он проделал на следующий год (по другой версии, на следующий день).

Поняв, что кто-то взялся помогать его дочерям, отец решил отблагодарить благодетеля, и для этого, дождавшись дня следующего визита, спрятался в комнате дочерей. По одной версии, Николай попался, но отказался принимать благодарность, заявляя, что отец должен благодарить только Бога.

По другой версии, Николай узнал о плане бедняка и бросил своё пожертвование в дымоход, где оно в конечном итоге оказалось в носке младшей дочери, сушившемся над огнём.

Именно эта легенда переродилась в фольклор о Санта Клаусе и подарке в носке.

Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.


По материалам Лабутиной И.К.

Церковь Николы над Греблей находилась в Домантове стене, на краю Гребли – рва, опоясывавшего Кром с наружной стороны, «у мосту». В Кром было два проезда, действовавших еще в XVII в.: под Смердьей башней и через Троцкие ворота.

К ним должны были подводить мосты через Греблю, один из которых, Смердий, известен по летописи с XIV в.

Фрагмент вида Пскова снятого со старинной иконы хранящейся в часовне Владычняго Креста (близ Пскова)
3 – Никольская церковь;
4 – Рождественская церковь;
5 – Покровская церковь

В Описи Пскова 1701 г., выполненной по указу Петра, есть упоминание церкви Николы на Гребле в связи с описанием работ 1701 г. по возведению земляных укреплений.

Ниже приведена выдержка из Описи, содержащая данные о ряде церквей: «От тех Рыбницких ворот в Домантовы стены до Кремских ворот зделана куртина и сниза для ввозу пушек на тое куртину в Домантовы стены зделана дорога мерою та куртина в длину тридцать в тридцать семь сажень… в тот же числе под куртиною три церкви каменные сверха свода обламанны и в середине насыпаны землею, а порознь церков Рождества Христова с приделом от Рыбницких ворот церков Покрова Богородицы от Кремлевских ворот церковь Николая Чудотворца что словет на гребле с приделом же».

Макет церквей Николы над Греблей, Рождества Христова, Покрова Богородицы, Сошествия Святого Духа (слева на право)

В приведенном тексте названы церкви, засыпанные при возведении Рождественской батареи, обозначенной на плане 1740 г. Церковь Николы на Гребле названа крайней от Кремлевских (ведущих в Кремль) ворот, что согласуется с данными о расположении ее у моста на Гребле.

Многие исследователи считали, что остатки церкви находятся под насыпью бастиона. Годовиков писал, что церковь находилась под Рыбницким рядом и в пояснении с копии иконы с видом Пскова определил как Никольскую крайнюю северную церковь в восточной части Домантовой стены.

Сравнение с результатами археологических раскопок позволяет считать наиболее соответствующим церкви Николы храм 10. Его положение хорошо соотносится с данными письменных источников; в составе остатков здания также имеется придел, известный и у церкви Николы.

Псков. Макет Довмонтова города

Макет Довмонтова города

Псков. церковь Николы над Греблей, церковь Рождества Христова, церковь Покрова Богородицы, церковь Сошествия Святого Духа

Слева на право церковь Николы над Греблей, церковь Рождества Христова,
церковь Покрова Богородицы, церковь Сошествия Святого Духа

В.Д. Белецкий иначе интерпретирует храм 10, считая его церковью Рождества Христова, а церковь Николы на Гребле связывает с храмом 1. Исследователь с недоверием относится к обозначению к одной из засыпанных церквей в описи 1701 г. как церкви Николы, хотя оснований не доверять официальному документу нет.

Общий план раскрытых раскопками каменных сооружений по В.Д. Белецкому
I-II - фрагменты здания средневекового владычного архива
III — поповская изба XV в.
IV - остатки "гражданской постройки" (XII - XIII веков) и "караульного помещения" (XIII века)
1 – церковь Воскресения Христова – 1395 г.
2 – церковь Георгия – 1269 г.
3 – церковь Кирилла над Греблей – 1374 г.
4 – церковь Тимофея Газского – 1268 г.
5 – церковь Дмитрия Солунского – XII в.
6 – церковь Федора Стратилата – 1272 г.
7 – церковь Алексея Митрополита – XVI в.
8 – церковь Покрова Богородицы – 1352 г.,1398 г.
9 – церковь Рождества Христова – 1383 г.
10 – церковь Николы над Греблей – вторая половина XIV в.
11 – церковь Сошествия Святого Духа – 1383 г.

Аргументом в пользу атрибуции храма 10 как церкви Рождества является совпадение в общих чертах описания этой церкви в переписной книге 1699 г. с археологическими данными об остатках храма.

Однако совпадение нельзя назвать полным, и неисключено, что церкви Николы и Рождества имели сходные черты. Вопрос о локализации церкви Николы на Гребле нельзя считать решенным. Необходима подробная публикация археологических данных о храмах 8–10 и архивные поиски.

О времени основания церкви Николы на Гребле нет никаких данных. Церковь могла существовать уже в первых десятилетиях XIV в., что устанавливается по упоминанию Андрея, попа церкви Николы под 1329/1330 г. В 1416 г. по челобитью «невкупных попов» был устроен третий собор у Николы над Греблей, упоминаемый также в послании митрополита Симона 1504 г.


Церковь Николы над Греблей. Фото: июль 2014 год

Н.С. Суворов считал (поданным писцовой книги), что в 1693 – 1694 г.г. церковь Николы из Домантовой стены была упразднена. Служители церкви Николы на Гребле еще упоминались в сметной книге 1699 г.


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru