Церковь Входа в Иерусалим Иисуса Христа
в Домвонтовом городе

Назад

Церковь Входа в Иерусалим Иисуса Христа

г. Псков, Довмонтов город, территория Кремля

Вход Господень в Иерусалим. В дни перед главным еврейским праздником Пасхой Иисус Христос приблизился к Иерусалиму. Подойдя к горе Елеонской, Он послал Своих учеников, чтобы те привели Ему молодого осла, сел на него и вьехал в город в сопровождении множества народа.

Люди устилали Ему путь одеждой и ветвями деревьев и восклицали - "Осанна Сыну Давидову! благославен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!" Христос вьехал в Иерусалим на осле, что символизировало Его кротость и миролюбие.

Вход Господень в Иерусалим. Мозаика, XII век

Толпа приветствовала Его как мессианского царя. Иисус Христос всенародно показал, что можно быть Царем - Мессией, описанным пророками, и в то же время оставаться чуждым земного владычества.

Царство же Господне - не земной Иерусалим, который будет разрушен, и не Иудея, которую поработят, но Церковь, которую и врата ада не одолеют. Вспоминая это событие, церковь видит в нем шествие Господа для принесения Себя в жертву за грехи мира и приносит Ему хвалу как победителю смерти.


В Пскове была только одна церковь подобного наименования. По летописным известиям XVI в. и платежной книге 1585–1587 г.г. она находилась в Домантове стене.

По сведнниям о разборке церкви в 1771 г. для поправки Троицкого собора и сооружения контрофорсов к нему известно, что она стояла близ Консистории, которая в конце XVIII в. располагалась в здании Приказной палаты.

Фрагмент плана Пскова 1821 года
65 - Консистория

Следовательно церковь входа в Иерусалим находилась в южной части территории Домантовой стены. При церкви имелся придел Иоакима и Анны, хотя не известно, был ли он деревянным или каменным.

Фрагмент плана Пскова в конце XV в начале XVI в. 1740 года в публикации Н.Ф. Окулича-Казарина Новые данные по топографии города Пскова
Объекты связанные с крепостным строительством:
II – Перси;
III – Гребля;
V – костер в торгу (костер на верху Великих врат каменных);
VI – Домантова стена;
XVIII – костер над Псковою на Крому (против Лубянского всхода);
XXIV – костер на Персях от Великой реки;
XXV – Великие ворота в городе на Крому;
XXVI – Малые ворота в городе на Крому;
XXVII – охабень;
XXX – захабень;
XXXI – Смердьи ворота
Частные топографические объекты:
2 – Смердий мост над Греблею;
3 – мост на Пскове;
4 – Радчин всход;
6 – мост над Греблей на Кром к Троице;
8 – погреба в охабне
Церкви приходские:
2 – Дмитрия в Домантове стене;
4 или 10 – Воскресения Иисуса Христа в Домантове стене;
5 – Феодора Стратилата;
7 – Власия в Торгу;
12 – Благовещения Богородицы;
14 – (4. 10?) возможно Софии;
15 или 19 – Покрова Богородицы в Домантове стене;
17 – Кирила у Смердия моста над Греблею;
19 или 19а - сошествие св. Духа в Домантове стене;
21 или 15 – Рождества Иисуса Христа в Домантове стене;
35 – Алексея в Домантове стене;
36 – возможно входа в Иерусалим;
37 – не атрибутируется (Тимофея? Афанасия?)

В описании 1699 года придел не назван; упоминается колокольня, но местоположение ее не указывается.

В южной части из раскопанных храмов ближе других к Консистории XVIII в. расположен храм № 4, который, по мнению В.Д. Белецкого, посвящен священномученику Тимофею Газскому.

Общий план раскрытых раскопками каменных сооружений по В.Д. Белецкому
I-II – фрагменты здания средневекового владычного архива
III — поповская изба XV в.
IV – остатки "гражданской постройки" (XII-XIII веков) и "караульного помещения" (XIII века)
1 – церковь Воскресения Христова – 1395 г.
2 – церковь Георгия – 1269 г.
3 – церковь Кирилла над Греблей – 1374 г.
4 – церковь Тимофея Газского – 1268 г.
5 – церковь Дмитрия Солунского – XII в.
6 – церковь Федора Стратилата – 1272 г.
7 – церковь Алексея Митрополита – XVI в.
8 – церковь Покрова Богородицы – 1352 г.,1398 г.
9 – церковь Рождества Христова – 1383 г.
10 – церковь Николы над Греблей – вторая половина XIV в.
11 – церковь Сошествия Святого Духа – 1383 г.

Гроздилов датирует его временем не ранее XV в.

В 1466 г. верх церкви Входа в Иерусалим был покрыт железом. В 1471 г. в церкви был учрежден шестой собор. В XV в. церковь входа в Иерусалим находилась в центральной части города под защитой нескольких стен.


Макет Довмонтова города


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru