Церковь Власия (в Торгу)

Назад

Церковь Власия (в Торгу)

г. Псков, Власьевский спуск

Священномученик Власий, епископ Севастийский, известен своей праведной, благочестивой жизнью. Он был единодушно избран жителями и рукоположен во епископа города Севастии. Было это в царствование римских императоров (307 - 324) - жестоких гонителей христиан. Святому Власию приходилось укреплять своих пасомых, посещать заключенных, поддерживать мучеников.

Многие скрывались от преследователей в пустынных и уединенных местах. Власию также пришлось удалиться на гору Аргеос, где он подвизался в пещере. К нему приходили дикие звери и кротко ждали, пока святой окончит молитву и благословит их; больных животных святитель исцелял, возлагая на них руки."

Убежище святого было открыто слугами правителя Агриколая, прибывшими для отлова зверей, чтобы терзать мучеников-христиан. Слуги донесли господину, что на горе скрываются христиане, и он повелел схватить их. Однако посланные нашли лишь севастийского епископа. Прославляя Бога, призывающего его на подвиг, святой Власий последовал за воинами.

По пути святой исцелял больных и совершал чудеса. Так, бедная вдова пожаловалась ему на свою беду: волк утащил единственное ее достояние - поросенка. Епископ улыбнулся и сказал ей: "Не плачь, твой поросенок будет тебе возвращен..." И, действительно, ко всеобщему изумлению, волк прибежал обратно и принес добычу невредимой.

Икона Священномученика Власия, епископа Севастийского

Агриколай, встретив епископа льстивыми словами, назвал его Другом богов. Святой ответил на приветствие, но языческих богов назвал бесами. Тогда его подвергли жестокому избиению и отвели в темницу.

На другой день святого опять подвергли мучениям. Когда же его вели обратно в темницу, семь женщин шли сзади и собирали капли крови. Их схватили и пытались заставить поклониться идолам. Жены притворно согласились на это, сказав, что совершат перед этим очищение в водах озера.

Они взяли идолов и утопили их в самом глубоком месте, после чего христианок стали жестоко истязать. Святые стойко переносили мучения, укрепляемые благодатью Божией, тела их преобразились, стали белыми, как снег, и вместо крови из ран текло молоко.

У одной из женщин было два юных сына, которые просили мать, чтобы она помогла им достигнуть Царствия Небесного и поручила их попечению епископа Власия. Семи святым женам отсекли головы.

Святой Власий снова был приведен к Агриколаю и вновь непреклонно исповедал веру во Христа. Правитель приказал бросить мученика в озеро. Святой, подойдя к воде, осенил ее крестным знамением и пошел, как по суше. Обратившись к стоявшим на берегу язычникам, святитель предложил им идти к нему, призвав в помощь своих богов. На это дерзнули 68 приближенных правителя, и все, войдя в воду, немедленно утонули. Святой же, повинуясь велению явившегося ему Ангела, вернулся на берег.

Агриколай был в ярости оттого, что потерял лучших слуг, и приказал обезглавить святого Власия, а с ним и двух порученных его попечению юношей, сыновей мученицы. Перед смертью священномученик молился обо всем мире, особенно же о тех, кто будет чтить его память. Это произошло около 316 года. Мощи священномученика Власия были перенесены на Запад во время крестовых походов, частицы их хранятся во многих странах Европы.


Первая церковь Власия, поставленная в 1372/1373 г., находилась там, где в 1420 г. псковичи поставили церковь Спаса на дворе Артемия Воротова. В XIV в. церковь Власия (в Торгу) изменила свое первоначальное положение.

Для этого они снесли («спрятали») двор и отыскали престол старой церкви Власия. Следовательно место первой церкви Власия определяется положением церкви Спаса, причем имеется в виду церковь Спаса, отмечавшаяся как стоящая на торгу. Другая церковь Спаса – у Старого костра – была построена раньше.

Фрагмент плана г. Пскова составленный на основании летописи, актов и старинных чертежей и планов 1581, 1694, 1740, 1778, 1821, 1829, 1896 гг. действительным членом ПАО Ф.А. Ушаковым
Ж – Оружейные палаты и пороховой артиллерийский склад, Палаты Тиунов, а ныне дом старой Консистории; 13 – предположительно церковь Варлаамская; 14 – церковь Алексея Божьего человека; 15 – церковь св. Власия

Церковь Спаса на Торгу (на Площади у государева двора) находилась там, где на плане 1740 г. у казенного артиллерийского двора, к востоку от него, показаны два храма. На Торгу в XV – XVIII вв. было четыре каменных храма: Спаса, Варлаама, Алексея и Власия.

Первые две существовали в XVI в. История третьего неясна. Церковь Спаса упоминается в прошедшем времени уже писцовой книгой 20-х годов XVII в.

Фрагмент схемы Пскова XIV в. 1740 года в публикации Н.Ф. Окулича-Казарина «Новые данные по топографии города Пскова"
8 – старое место церкви Власия; 9 – Власия на Торгу

Видимо с XVIII в. ее не было. В источнике 1680 г. отмечен придел Алексея человека божия у церкви Спаса. Вероятно, одна из церквей на плане 1740 г. – Варлаамовская, другая Алексеевская.

Какая из двух изображенных на плане церквей была церковью Спаса, точно не определяется. В целом мы получаем представление о месте первой церкви Власия. Эта церковь находилась в центре участка, примыкающего к Крому и Домантовой стене с юга, видимо, на дороге, ведущей на Кром, к Троице.

Псковские краеведы дружно заявляли, что Власьевская часовня, построенная у Домантовой стены в 20-х годах XIX в. на спуске к Великой, поставлена на месте первой Власьевской и Спасской на торгу церквей. Но никаких оснований для такой локализации нет.

Вторая церковь Власия находилась на Торгу (1388/1389 гг.). Позднейшие источники говорят о ней как о стоящей на Площади, против Государева двора, у Соборного Крому. Власьевские ворота хорошо известны по планам 1694 и 1740 гг. Расположенные между артиллерийским двором и Домантовой стеной, они выходили на реку Великую.

Поблизости от ворот показана на плане 1740 г. и иконе Жиглевича лишь одна церковь, примыкающая к южной стене Домантова города.

Фрагмент Иконы Жиглевича. 13 - Церковь Власия (Существование на этом месте первоначальной деревянной Власиевской церкви уходит в глубокую древность. В 1373 г. была построена каменная церковь. Идентифицируется на основании совпадения с расположением церкви Власия на плане 1740 г., где она указана под № 94.)

В 1372/1373 г. церковь Власия была поставлена рядом с южной стеной Домантовых укреплений, в пределах стены 1309 г., на Торгу, у спуска к реке Великой.

Судя по плану 1740 г., остатки фундамента церкви могут находиться не более чем в 10 м к западу от здания Приказной палаты.

Рисунок и комментарий Спегальского Ю.П.

ВЛАСЬЕВСКИЕ ВОРОТА

Из-под затемненных ворот Власьевской башни открывалось широкое, сверкающее светом пространство площади Старого торга. У самых ворот, налево - каменная караульня, за ней - церковь Власия, направо - бывший княжий, позднее государев, казенный двор. Вдали виден Пушечный шатер с крутой тесовой крышей.

В 1388/1389 г. у церкви поставили каменный притвор. В 1390/1391 г. власьевский поп Михаил входил в состав посольства псковичей к новгородцам.

В 1420 г. во время мора псковичи отыскали прежний престол церкви Власия, чтобы поставить новую церковь Спаса.


Церковь Власия на макете выделена красным квадратом. Примерное месторасположение церкви Власия


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru