Памятник Святой равноапостольной княгине Ольге

Назад


Памятник Святой равноапостольной княгине Ольге в Пскове

Историческая справка

К празднованию 1100-летия города было принято решение об установке памятника Святой равноапостольной княгине Ольге в сквере Красных партизан, который примыкает к Октябрьской площади.


Сквер Красных партизан

Идея создания памятника возвещает не только историческую, но и духовную, и в некотором смысле, родословную преемственность православного вероисповедания на Руси. В данном случае именно вера стала основой крепости всего русского народа, а также источником физической и духовной силы.


Монтаж памятника

Скульптором памятника Святой равноапостольной княгине Ольге является Вячеслав Михайлович Клыков, архитектором - Станислав Юлиевич Битный, главный архитектор города Пскова.

Белый постамент высотой 4 метра 20 сантиметров представляет из себя барельеф, на котором высечены изображения двенадцати самых известных псковских святых.

Такой же высоты статуя княгини Ольги, держащей в руке крест.

И взгляд княгини, и крест направлены в сторону Псковского Кремля, Свято-Троицкого Собора - сердца нашего древнего города. Ольга стала основательницей Троицкого собора. Она как бы благословляет древний город, взрастивший её и отправивший в далёкий Киев-град, в жёны князю Игорю.

Именно Ольга первой из всего княжеского рода решила принять христианство. После смерти князя Игоря Ольга взяла на себя управление Киевской Русью и подавила известное восстание древлян.

Рядом с княгиней - мальчик с иконой в руке – князь Владимир - внук Ольги, крестивший Русь. На монументе князь Владимир держит в руках изображение лика Спасителя.

Что касается основной идеи памятника, то в этом памятнике автор хотел отобразить родовую преемственность и утверждение православной веры на Руси. Поэтому на постаменте княгиня Ольга благословляет и одновременно охраняет князя Владимира-будущего крестителя Руси, держащего в руках икону. Пройдут десятилетия, прежде чем мальчик станет князем и мужем, и принесёт на Русь веру православную, объединившую все земли и все народы княжества.

Неподалеку от памятника княгине Ольге установлен памятный знак, посвященный 1100-летию первого упоминания Пскова в летописи (автор проекта — В.Н. Шуляковский). Знак представляет собой фрагмент крепостной стены 1375 г., которая проходила вдоль ул. Пушкина.


Памятный знак в честь 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи. Фото июнь 2015 год

23 июля, чуть позже полудня, когда солнце стало в зенит, архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий освятил статую, поздравив всех псковичей с этим событием. А после официальных и торжественных речей горожане возложили к подножию монумента живые цветы. В благодарность прародительнице за объединение Руси. За веру христианскую, которую она избрала для нашей земли. Или же просто в знак памяти духовной, переходящей из поколения в поколение.

Монумент княгини Ольги и ее внука – будущего князя Владимира, а также двенадцати покровителей города Пскова напоминает о тех людях, которые положили начало становлению и развитию русской государственности, а также тех, кто дал жизнь православной вере и стойко защищал свободу города Пскова.

Блаженный Николай Псковский

Первый персонаж это Блаженный Николай Псковский. Святой Николай жил во Пскове в XVI веке. Псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Саллос, что в переводе с греческого означает «блаженный, юродивый». Также его называли Микула Свят, ещё при жизни почитая как святого.

Более тридцати лет совершал он подвиг юродства - добровольного,мнимого безумия, избегая тем самым истинного безумия мира, погрязшего в страстях и пороках. Зимой и летом он ходил в ветхой одежде, почти нагой, перенося с терпением и сильнейшие морозы, и чрезмерную жару.

Согласно местному преданию блаженный Николай жил неподалёку от Троицкого собора Пскова, в келье под соборной колокольней.

За внешне безумными поступками, бессмысленными словами блаженный Николай скрывал своё духовное богатство и внутреннюю близость к Богу. Блаженный был удостоен от Бога дара чудотворения и пророчества.

На соборной площади псковского Кремля, очевидно, и произошли те события, которые прославили Николая как заступника за Псков от Иоанна IV.

В 1569 г. опричные войска, во главе с царём Иоанном Грозным, выступили в сторону Новгорода. Чудовищному разграблению подверглись храмы и монастыри города, святыни и ценности были вывезены. Опричники грабили и убивали новгородцев, пытали и казнили мирян и духовных, женщин и детей. Число замученных составляло от пятисот до тысячи человек ежедневно. Убитых и живых бросали в незамерзающий зимой Волхов. Избиение новгородцев длилось более месяца.

Разгромив Новгород, царь двинулся на Псков. В феврале 1570 г., в субботу первой недели великого поста, царь остановился под Псковом, в Никольском монастыре в Любятове.

Колокольный звон к воскресной заутрени смягчил сердце Иоанна Грозного. Как свидетельствует надпись на чудотворной Любятовской иконе Умиления Божией Матери, царь велел своим воинам притупить мечи и не дерзать на убийство.

В воскресенье утром царь с войском вошёл в город. По совету блаженного Николая, по улицам города перед каждым домом были поставлены столы с хлебом и солью, и когда Иоанн Грозный шёл по городу, все жители с жёнами и детьми стояли на коленях. И лишь один человек без страха встретил Грозного.

Блаженный Николай выбежал навстречу царю верхом на палке, будто скача на лошади, как это делают, дети, и закричал царю: «Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови». Царь приказал поймать юродивого, но тот исчез.

Запретив убийства, Иоанн Грозный, однако, имел намерение ограбить город. Кроме того, по свидетельству некоторых источников, убийства всё же начались.

Царь вошёл в Троицкий собор, слушал молебен, поклонился мощам князя Всеволода-Гавриила. После Иоанн Грозный отправился к блаженному Николаю, желая получить у него благословение. И снова царь услышал странные слова юродивого: « Не трогай нас, прохожий; не на чем тебе будет и бежать…» При этом блаженный предложил царю кусок сырого мяса. « Я христианин и в пост мясного не ем,- сказал удивлённый Грозный. Блаженный Николай возразил: «Ты делаешь хуже: питаешься плотью и кровью человеческой, забывая не только пост, но и Господа Бога».

Блаженный поучал царя прекратить убийства и не разорять храмы. Иоанн Грозный не послушался и приказал снять колокол с Троицкого собора, и в тот же час, по пророчеству Святого, пал лучший конь царя. Когда сказали об этом царю, он пришёл в ужас. Молитва и слово блаженного Николая пробудили совесть Иоанна Грозного, царь бежал из Пскова.

Однажды, когда преподобный Никандр посетил Псков, после 12-летнего уединения, и возвращался после литургии из Богоявленского храма, блаженный Николай взял его за руку и предсказал о бедствиях, которые претерпел Святой в своей жизни. После кончины блаженного Николая благодарные псковичи погребли его тело в соборе Святой Троицы - главном храме спасённого им города.

В 1581 году при осаде Пскова Стефаном Баторием кузнецу Дорофею было явление Божией Матери с сонмом святых, молившихся за город, среди них был и блаженный Николай.

Святой благоверный князь Всеволод-Гавриил Псковский

Ещё один персонаж - Святой благоверный князь Всеволод-Гавриил Псковский. Святой князь Всеволод-Гавриил почитается как покровитель и защитник города Пскова. В древности, как рассказывают летописи, псковичи начинали бой и одерживали победу «молитвою благоверного князя Всеволода».

Что связывает великого князя со Псковом, чем объяснить особую любовь псковичей именно к нему? Князь Всеволод, во святом крещении Гавриил, был сыном Мстислава, внуком Владимира Мономаха.

Почти вся его жизнь прошла в Новгороде, где княжил отец. Здесь он провёл детство, учился мудрому управлению, совершил первые походы. Здесь он княжил в течение двадцати лет. За это время Всеволод-Гавриил немало сделал для города. С его именем связано строительство многих церквей, среди которых храм во имя святого Иоанна Предтечи и собор во имя великомученика Георгия в Юрьевом монастыре. Князь даровал также льготные грамоты Софийскому собору и некоторым другим храмам.

В 1132 году (по смерти великого князя Мстислава) дядя Всеволода, Киевский князь Ярополк Владимирович, перевёл его в Переяслав Южный, считавшийся старшим после Киева городом. Но младшие сыновья Мономаха, опасаясь, что Ярополк сделает племянника своим наследником, выступили против Всеволода. Избегая кровопролития, святой князь вернулся в Новгород. Но жители города приняли его с неудовольствием. Они считали, что князь был «вскормлен» ими и не должен был уходить от них.

Стремясь восстановить добрые отношения, Всеволод в 1133 году предпринял успешный поход на Юрьев. Но в 1135 году новгородцы против его воли предприняли поход в Суздаль и Ростов и потерпели поражение, вину за которое возложили на Всеволода.

Созванное вече решило пригласить на княжение другого князя, а святого Всеволода осудило на изгнание. Полтора месяца князя с семьёй, как преступника, держали под стражей, а потом, «пустиша из города…».

Всеволод ушёл в Киев, где дядя Ярополк даёт ему в держание Вышгородскую волость близ Киева. Здесь в X веке жила святая равноапостольная княгиня Российская Ольга. Она защитила своего неправедно обиженного потомка: в 1137 году жители Пскова призвали его княжить на псковской земле - родине св. Ольги.

Таким образом св. Всеволод стал первым псковским князем, избранным по воле самих псковичей. Здесь приняли его с великим торжеством. Народ во главе с духовенством вышел навстречу князю с крестами, иконами и колокольным звоном. Всеобщая радость была неописуема.

Св. Всеволод прокняжил во Пскове только один год. Но оставил в сердцах его жителей благую память о себе, А в городе - заложенный им каменный храм во имя Св. Троицы. 11 февраля 1138 года он скончался, прожив 46 лет.

Весь город собрался на похороны любимого князя, не было слышно церковного пения от народного плача.

Новгородцы, опомнившись, просили позволения взять его святое тело и перенести в Новгород. Но они не смогли сдвинуть раку. Горько тогда плакали новгородцы, раскаивались в неблагодарности, и молили даровать им хоть малую частицу святого праха «на утверждение граду». И по их молитвам отпал ноготь от руки святого.

Тело благоверного князя Всеволода было положено псковичами в храме святого великомученика Дмитрия Солунского. 27 ноября 1192 года были обретены и перенесены в Троицкий собор честные мощи св. князя, где они почивают по ныне.

Много времени прошло с тех пор. Много изменилось с тех пор в славном Пскове. Но никогда не нарушалась глубокая духовная связь города святой равноапостольной Ольги со святым князем: он навсегда остался Псковским чудотворцем. Благодаря его небесному заступничеству Псков многажды выстаивал в борьбе с врагом. Так при осаде города Стефанам Баторием в 1581 году, когда была уже разрушена крепостная стена, из Троицкого собора с крестным ходом принесли на место сражения святые иконы и мощи князя Всеволода, и поляки отступили.

Благоверному князю Всеволоду Псковскому молятся о сострадании к нищим, о заступничестве вдов и сирот, о помощи в бедности и нужде.

Преподобная Марфа

Дальше следует преподобная Марфа, которая была дочерью великого князя владимирского Дмитрия Александровича, сына святого Александра Невского и супругой благоверного князя Псковского Довмонта, во Святом крещении - Тимофея. Князь Псковский Довмонт являлся родным племянником княгини - мученицы Ефросинии (в иночестве - Евпраксии), - дочерью литовского князя Рогволда и основательницей Иоанно - Предтеченского монастыря, что на Завеличье в Пскове.

Жившие в XIII веке супруги Мария и Довмонт щедро помогали своими пожертвованиями Иоанно – Предтеченскому монастырю, они даже передали ему часть своих земельных владений, которые были расположены неподалеку от Гдова.

Когда христолюбивый князь Довмонт – Тимофей, княживший во Пскове с 1266 по 1299 годы, скончался, его супруга благочестивая княгиня Мария, следуя примеру своей родственницы Благоверной княгини Евпраксии, стала насельницей Иоанно – Предтеченского монастыря, где до конца своих дней проживала в подвигах благочестия, а перед кончиной в 1300 году приняла схиму с именем Марфа.

Над ее гробницей была установлена памятная доска, на которой было написано: «гробница под спудом Благоверной княгини схимонахини Марфы память ей совершается ноября 8 числа. Поется всенощное и литургия за упокой». К сожалению, от той гробницы практически ничего не сохранилось до наших дней: монастырь неоднократно подвергался вандализму - его разрушали и грабили не только в Смутное время шведы, поляки и литовцы, но и большевики, и еще недавно - их потомки.

В Мирожском монастыре на иконе «Знамения Божией Матери» со стороны Богоматери изображены молящимися князь Довмонт и его жена Мария.

Преподобная Васса Псково-Печорская

Следующий персонаж культурной композиции памятника Преподобная Васса Псково-Печорская. Идеал женской духовной красоты, восходящий к образу Божией Матери, - с его глубоким благочестием, боголюбием, смирением в несении креста - зародился на Руси вместе с принятием христианской веры.

Жизненный путь преподобной матери нашей Вассы тесно связан с подвигом преподобного Ионы, до пострига - священника Иоанна, супруга её. Все те лишения и страдания, которые имел он на своём тернистом пути, были и её муками.

Преподобная Васса была полна самоотвержения во имя любви к мужу, детям и ближнему. Но выше этого у неё была любовь ко Господу.

Мать наша Васса, в любой опасности бесстрашная, безропотная, в трудах и любви неутомимая, в страданиях несокрушимая, жила по слову Апостола: «Да будет украшением вашим в нетленной красоте духа сокровенный человек». Таким человеком духа и сердца была преподобная Васса.

Вся её жизнь принадлежала мужу, служителю Престола Господня. В 1472 году крестьянин Иван Дементьев рубил лес на обрыве горы. Одно из срубленных деревьев покатилось вниз, сдирая землю и вырывая с корнем другие деревья. Обвал открыл вход в пещеру, над которой была надпись: "Богом зданная пещера".

Священник Иоанн, взяв жену и детей - двух сыновей - пришёл к «Богом зданной пещере». Иоанн решил удалиться в новоявленную "Богом зданную пещеру", чтобы там, на самом рубеже с Ливонией, основать монастырь как оплот Православия.

Из Летописи узнаем, что жена его, Матушка Мария со чадами подвизалась без устали в ископании храма, приучая и детей своих трудится во славу Божию. Через некоторое время Матушка Мария заболевае т и принимает монашеский постриг с именем Вассы.

Это жена была, по Летописи, первое лицо в истории Псково-Печерского монастыря, принявшее в нём монашеский образ.

Около 1473 г. инокиня Васса скончалась. Она была погребена в Богом зданной пещере. На следующую ночь гроб был выставлен из земли с какой- то невидимой силой. Иоанн и духовный отец Вассы, думая, что пропустили что-нибудь в надгробном пении, совершили над умершею это пение во второй раз и, после разрешительной молитвы, снова опустили её в ту же могилу. Но через ночь гроб Вассы опять очутился наверху могилы.

После этого Иоанн оставил гроб её уже непогребённым и поставил его на левой стороне, при входе в пещеру, ископав в стене только нужное для неё вместилище. Потрясенный чудом Иоанн принял монашество с именем Ионы.

Существует предание об особом хранении Господом святых останков матери Вассы. Во время одного из нападений ливонцев на Псково-Печерскую обитель, рыцарь дерзкий дерзнул осквернить святую гробницу с мощами преподобной. Он попытался мечом открыть крышку гроба, но был внезапно опалён исшедшим изнутри Божественным огнём. На правой стороне гроба остался след пламени, благоухающий и источающий дивный аромат по сию пору.

Преподобная мать наша Васса сподобилась Небесного Чертога вместе с преподобным Марком-пустынножителем. Принятие монашества было лишь завершением высокой жизни святой. Большую часть жизни она не была монахиней - была любящей матерью, верной и заботливой женой, благочестивой, кроткой, трудолюбивой. Оставаясь в миру, она жила по-ангельски, её сердце оставалось не причастным злу.

Святые преподобные Иона и Васса - покровители супружества.

И сегодня, каки прежде, мы находим в ней «печальным утешительницу, болящим посетительницу и сущим в бедах скорую помощницу, приходящим к ней с верою, точащую всем исцеления».

С верою и надеждою прибегающие к честным останкам преподобной Вассы получают исцеление и наставления на верный путь спасения, особенно женщины-христианки, ищущие благочестивой жизни во Христе и нуждающиеся в заступничестве и вразумлении.

Святой Александр Невский

Следующий персонаж композиции святой Александр Невский. Он спас Псков во время нашествия крестоносцев.

Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед.

Ему выпало править Русью в тяжелейшей, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси.

Он родился в 1220 году, в городе Переяславле-Залесском, и был вторым сыном Ярослава Всеволодовича, в то время переяславского князя.

Очень рано Александр оказался вовлечен в бурные политические события, развернувшиеся вокруг княжения в Великом Новгороде — одном из крупнейших городов средневековой Руси.

Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет. Эта победа принесла громкую славу двадцатилетнему князю.

Это было первое по-настоящему серьезное испытание для молодого новгородского князя. И Александр с честью выдержал его, проявив качества не только прирожденного полководца, но и государственного мужа. Именно в ее честь он и получил почетное прозвище — Невский.

Во время Ледового побоища Александру было 22 года. В 1240 году Псков в первый и последний раз за время средневековья был занят врагами. И именно сюда были направлены основные удары Ливонских рыцарей.

Дружина князя освободила Псков от немецких рыцарей зимой 1242 года. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера («на Узмени, у Вороньего камня») произошла битва, вошедшая в историю как Ледовое побоище.

Немцы и эстонцы, двигавшиеся клином (по-русски, «свиньей»), пробили передовой полк русских, но затем были окружены и полностью разбиты. «И гнались за ними, избивая, семь верст по льду», — свидетельствует летописец.

Впоследствии Александр Невский прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.

Александр Невский канонизирован как благоверный князь. Канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.

К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу.

Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью.

Александр Невский — великий русский правитель, полководец, мыслитель и, наконец, святой, особо почитаемый в народе. В честь памяти Святого Александра Невского по всей России построено множество храмов.

На современное представление об Александре Невском повлияла советская пропаганда, говорившая исключительно о его военных заслугах. Как дипломат, строивший отношения с Ордой, и уж тем более как монах и святой, он был для советской власти совершенно неуместен.

Потому и шедевр Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» рассказывает не обо всей жизни князя, а лишь о битве на Чудском озере. Это породило расхожий стереотип, будто к лику святых князь Александр был причислен за свои военные заслуги, а сама святость стала чем-то вроде «награды» от Церкви.

Священномученик Вениамин, Митрополит Петроградский и Гдовский

Далее Священномученик Вениамин, Митрополит Петроградский и Гдовский.

Мученики - те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Они плачут и скорбят не за себя, а об ужасном состоянии мучителей, молятся об их исцелении и вразумлении.

Священномученики - те, кто принял смерть в священном сане. Одним из них и является святитель Вениамин.

Родился он в 1873 году в семье сельского священника Олонецкой епархии. Во святом крещении получил имя Василий. Ещё в детстве любил читать жития святых, жалея, что сам он живёт в такое спокойное время, когда нет возможности пострадать за Христа.

Окончив в родной епархии духовную семинарию, Василий Казанский поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию. В это время окрепла в нём решимость всю свою жизнь посвятить служению Церкви Христовой. И в 22 года он принимает монашеский постриг в именем Вениамин.

Уже в 29 лет он был посвящён в сан архимандрита. Спустя ещё 8 лет (24 января 1910 года) архимандрит Вениамин был посвящён во епископа Гдовского.

С этого дня началось ревностное и жертвенное епископское «послушание во славу Божию» святителя Церкви Христовой Вениамин. Как пастырь добрый владыка Вениамин всегда находил путь к сердцам простого люда, с умилением называвшего его «наш батюшка Вениамин».

Он был искренне любим народом Божиим. Владыку часто видели в самых бедных кварталах, куда он спешил по первому зову нуждающегося. Даже иноверцы приклонялись перед чистотой и кротостью его светлой души и шли к нему за советом.

В 44 года архиепископ Вениамин становится митрополитом. Он любил церковные службы. Часто сам совершал богослужения в различных храмах. Его службы всегда были особенно благодатны.

Однажды огонь сошёл во Святую Чашу. Как вспоминает старец Сампсон (Сиверс): «Огромный паучок огня вращался, вращался над Чашей - и в Чашу!». Вскоре митрополит Вениамин был назначен священноархимандритом Свято-Троицкой Александра-Невской Лавры.

С мудростью духовной и житейской управлял он духовенством. Заботливо охранял он истинные монашеские заветы. Благодаря его вниманию, вся Лавра приобретала какое-то особенное, светлое, умилённое настроение. Сам владыка Вениамин обладал даром слёз. И постоянно очищал свою совесть чистосердечным исповедование своих помыслов.

Но не долго суждено было длится этому благочестивому времени. Вскоре царя вынудили отречься от российского престола, а к власти пришли люди, совершенно чуждые интересам Русской Православной Церкви. Для России, всего народа, а вместе с ним для митрополита Вениамина наступила трудная пора, время страданий и мучений за веру Христову.

Владыка призывал свою паству сохранять доброе христианское настроение в переживаемом всеми тяжёлом испытании. Ибо сказано: «Побеждайте зло добром!». Сам он являл собой яркий пример тому. Его евангельски простая и возвышенная душа легко и естественно парила над копошащимися где-то внизу политическими страстями и раздорами. Он по-прежнему оставался чуток к бедам, утеснениям и переживаниям своего народа, помогая всем, кому мог и как умел. Но, так же как и Иисус пострадал от зависти своего ученика, так и святитель Вениамин пострадал от людской неблагодарности.

В последние годы своей жизни он пережил почти всё: тюрьму, суд, общественное заплевание, продажность и непостоянство людей. Но ни на один миг не сомневался Владыка в том, что лучше кровь свою пролить и удостоится венца мученического, чем предать веру свою православную. Никогда не забывал он слова Спасителя: «Буди верен до смерти и дам ти венец живота…».

В ночь на 13 августа 1922 года митрополит Вениамин и ещё трое преданных ему людей были расстреляны в нескольких верстах от Петрограда.

Сохранились сведения о последних минутах жизни Владыки. Он шёл на смерть спокойно, тихо шепча молитву и крестясь. Семь раз стреляли в него и не могли ничего сделать. Тогда расстрельщик взмолился:

- Батя, помолись, измучались в тебя стрелять!

- Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

– Произнёс Владыка и благословил их.

Восьмой выстрел оборвал жизнь святителя Вениамина на 49 году.

На братском кладбище Александро-Невской Лавры ему воздвигнут крест над символической могилой. Тело священномученика Вениамина лежит в безымянной могиле. Светлая же душа его ликует со всеми святыми в свете Лица Божия. Как яркие звёзды сияют святитель Вениамин и с ним весь сонм наших новомучеников на небе духовном и лучи их освещают и согревают наши души. Мы же из глубины своих верующих сердец взываем к ним: «Святителю отче Вениамине, отче Сергие и святые Юрие и Иоанне, новомученицы российстие, молитве Бога о нас.»

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский

Следующий персонаж культурной композиции Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский.

Родился в 1501 году во Пскове в боярской семье. Родители его, Стефан и Марья, воспитывали сына в благочестии и страхе Божием. Уже в раннем возрасте мать заметила у отрока Корнилия особенную склонность к духовной жизни, научила его молитве и привила любовь к странникам.

Чтобы дать сыну образование, родители отдали его в Псковский Мирожский монастырь. Там, под руководством старцев, он возрастал в благочестии, учился грамоте, иконописи и многим другим ремёслам.

С особенным тщанием приготовлялся он к писанию икон, соблюдая перед этим пост, молился Пресвятой Владычице о благословении его на труд. Во время работы над иконой хранил особенную чистоту, творя в душе непрестанную молитву.

Закончив обучение, святой Корнилий вернулся в родительский дом. Пребывание в святой обители ещё более утвердило его призвание к иноческой жизни. Однажды государев дьяк Мисюрь Мунехин, человек просвещённый и благочестивый, друг семьи святого Корнилия, собрался ехать в затерянную среди лесов маленькую Печерскую обитель и взял с собой юного Корнилия.

Красота природы, тихая монастырская служба в пещерной церкви преисполнили сердце юноши духовной радостью и благоговением. Никогда и нигде ещё он так горячо не молился. Эта поездка оказала большое воздействие не его последующую жизнь. Вскоре он навсегда ушёл из родительского дома и принял постриг в Псково-Печерском монастыре. Там преподобный Корнилий вёл строгую жизнь: в убогой келье спал на досках, всё своё время посвящал полезному труду и молитве.

В 1529 году преподобный Корнилий, служивший образцом богоугодной жизни, был избран игуменом. В его настоятельство число братии увеличилось от 15 до 200 человек. Вставая с восходом солнца, Преподобный сам правил службу и отдавал все силы трудам, воодушевляя братию к выполнению устава, строгому посту, молитве, напоминая о подвиге первых христиан.

Его жизнь была образцом деятельной любви к Богу и человеку. Он распространял Православие среди жителей окрестных мест- эстов и сету, многие из которых крестились в монастыре.

Преподобный Корнилий всегда кроткий и приветливый, молча выслушивал людей, давал наставления, а потом благословлял с молитвой и любовью. При звуке его голоса открывалось сердце, стыд отбегал. После покаяния люди плакали облегчающими душу слезами.

Однажды на Псковщине было моровое поветрие. Люди бежали с селений в леса, подступы к городам закрывались, чтобы уберечь жителей от моровой язвы. Многие умирали не только от заразы, но и от голода. По благословению преподобного Корнилия в то страшное время иноки монастыря выходили к голодным, чтобы раздавать им варёную рожь. Во время Ливонской войны преподобный Корнилий проповедовал христианство в освобожденных городах, строил там храмы, помогал пострадавшим, заботился о раненых. В обители погребали убитых и записывали их в синодики для поминовения.

В 1560 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, преподобный Корнилий послал в благословение русским войскам, осаждавшим город Феллин, просфору и святую воду. В тот же день немцы сдали город.

Трудами игумена Корнилия была устроена вокруг монастыря каменная ограда с крепостными башнями и тремя укреплёнными воротами. Обитель стала неприступной крепостью. Во время своего управления монастырём преподобный Корнилий учредил при обители иконописную мастерскую. В монастыре были также столярная, кузнечная, керамическая и другие хозяйственные мастерские.

Псково-печерская лавра, преподобный корнилий, памятник

В середине XVI века в обители велась летопись древнего Пскова и была собрана богатая по тем временам библиотека. Преподобным написана «Повесть о начале Печерского монастыря» и одна из псковских летописей.

Монастырские предания хранят память о кончине своего великого игумена. Ложно обвинённый завистниками перед Иоанном Грозным в связях с литовским княжеством, преподобный Корнилий 20 февраля 1570 года принял мученическую кончину.

Когда Корнилий вышел к воротам обители с крестом навстречу государю, тот своею рукою отсёк ему голову, но тотчас раскаялся и, подняв тело игумена, на своих руках понёс его в монастырь. Путь, по которому шёл Иван Грозный, неся к Успенскому храму убиенного, с тех пор называется «кровавым».

Погребён был игумен Корнилий в стенах пещеры, где пребывал 120 лет. В 1690 году его нетленные мощи были перенесены в Успенский собор.

Владимир Святославич Красное Солнышко

Следующий персонаж внук княгини Ольги, сын князя Святослава Игоревича и его ключницы рабыни Малуши Владимир Святославич.

Историкам, к сожалению не удалось точно узнать дату рождения Владимира, однако большинство исследователей сходится в том, что это случилось в 962 году. При этом, несмотря, что по русской традиции социальный статус должен был определяться по отцу, обидное для мальчика прозвище «робичич» преследовало его не один десяток лет.

В 970 году юный Владимир был оставлен княжить в Новгороде. его наставником стал верный воевода Добрыня, приходившийся ему дядей. Уже через два года его брат Святослав погибает, а киевский престол переходит его другому брату Ярополку.

Биография Владимира полна событий. В итоге военных действий с поляками князю удалось присоединить к владениям Киевской Руси несколько крупных городов. В 981 и 982 годах он смог усмирить вятичей, а в 983 году он открыл путь к Балтике, захватив территории племени ятвагов. В следующем году он покорил радимичей, а через год победил волжских болгар. В 992 году князь подчиняет Руси и хорватов.

Так как многожёнство до христианства было волне уместным явлением, то сам князь имел пять жён от которых имел дюжину сыновей. Всем им Владимир раздал по городу для дальнейшего княжения. Также у князя было огромное количество наложниц.

В самом начале своего княжения великий князь Владимир считался ярым язычником. Он пытался реформировать старую веру, воздвигнув в Киеве капище самых почитаемых богов, которым приносились большие жертвы (в том числе и человеческие). Однако на тот момент в городе и околицах (даже в княжеской дружине) было уже не мало людей, принявших новую христианскую веру, а соседи Киевской Руси постоянно присылали послов, стараясь переманить Владимира в свою религию.

Согласно летописным записям, когда к Владимиру прибыли представители трех главных мировых религий – ислама, иудаизма и христианства, Владимир отдал предпочтение христианству по византийскому обряду. Посоветовавшись с боярами, Владимир Ясно Солнышко в 987 году окончательно принял решение, и объявил о предстоящем крещении Руси.

В том же году киевский князь штурмом захватил византийский Херсонес, потребовав себе в жены сестру правителей Византийской империи, принцессу Анну. Он получил согласие, но только при условии, что перед бракосочетанием примет христианскую веру. Владимир согласился, и поспешил пройти обряд крещения.

Вернувшись домой с новой княгиней, Владимир принялся повсюду распространять христианство. Из Константинополя он привез с собой иконы, церковную утварь, книги, а также священнослужителей, которые активно принялись за работу.

Владимир стремился полностью искоренить язычество, которому ранее так благоволил: он приказал истреблять идолов, безжалостно уничтожать всех, кто сопротивлялся новой вере. В 988 году Русь прошла обряд крещение. Это было важное решение, которое значительно укрепило связь с могущественной Византией, дало толчок культурному развитию государства, укреплению позиций Руси на международной арене.

На протяжении всей жизни князь Владимир боролся за единство русского народа. Он совершил множество успешных военных походов, существенно расширив границы своих владений. Умер Владимир Ясно Солнышко в возрасте 73 лет, оставив после себя двенадцать сыновей и большую историческую память.

Преподобный Никандр Псковский

Родился 24 июля 1507 года в семье крестьян Филиппа и Анастасии в селе Виделебье на Псковщине и в крещении получил имя Никон. Русский православный монах, основатель Никандровой Свято-Благовещенской пустыни.

Как повествует его житие, «не любил Никон ни игр, свойственных его юному возрасту, ни красивых одежд, не принимал участия в праздных беседах, носил всегда простую одежду, любил духовную и сердечную чистоту, постоянно вёл он брань с врагом рода человеческого, предуготовляя себя таким образом к будущим, ещё большим духовным подвигам». Стремился научиться грамоте, чтобы самому читать вященное Писание. Между тем отец его скончался.

В семнадцатилетнем возрасте убедил мать свою частью раздать имение неимущим, частью пожертвовать в церкви и оставить суетный мир. Придя в один женский монастырь, Анастасия приняла там пострижение и вскоре отошла в вечную жизнь.

Сам же решил жить по примеру глубоко почитаемого им преподобного Евфросина. Никон отправился в город Псков, посетил все церкви и монастыри, там бывшие, обошёл также окрестные обители и наконец достиг мест, ознаменованных подвигами святых Евфросина и Саввы. Затем опять отправился в Псков; здесь его встретил благочестивый муж по имени Филипп и принял его в свой дом для работы. Видя желание Никона разуметь Священное Писание, Филипп отдал его в учение к опытному учителю, славившемуся своими знаниями и мудростью.

В это время крестьянин Феодор отвел его на речку Демьянку, между Псковом и Порховом. Проведя несколько лет в безмолвии и суровых подвигах, иссушивших его плоть, Никон пришел в монастырь, основанный преподобным Саввой Крыпецким. Игумен принял его и постриг Никона с именем Никандр.

Преподобный Никандр до конца жизни оставался пустынником (его так и величают – преподобный Никандр пустынножитель), но завещал не оставлять место его трудов после своей кончины, обещая свое покровительство насельникам будущего монастыря.

В 1584 году на благодатном месте подвига преподобного Никандра, освященном его почти полувековой молитвой, была создана обитель, которую стали называть Никандровой пустынью.

При перестройке собора монастыря были обретены мощи преподобного Никандра, скрытые в стене, и 29 июня празднуется как день обретения его честных мощей. И сейчас крепка молитвенная связь верующих с преподобным Никандром, котор­го глубоко чтят на псковской земле.

Патриарх Иоаким, рассмотрев житие и службу преподобному, повелел праздновать память его в храмовый праздник обители (то есть на праздник Благовещения), а также 24 сентября — в день кончины его.

Святитель Тихон патриарх Московский и всея Руси

Святитель Тихон патриарх Московский и всея Руси - очередной персонаж композиции памятника.

Святитель Тихон (в миру Василий Иванович Белавин), патриарх Московский и всея Руси, родился 19 января 1865 года в Клину Псковской области в семье священника.

Обучался сначала в духовно-учебных заведениях Псковской епархии, а потом в Санкт-Петербургской Духовной академии.

14 (26) декабря 1891 года в домовой церкви Трёх святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста), расположенной в Духовной семинарии на Великолуцкой улице, принял монашеский постриг преподаватель Василий Белавин - будущий Святейший Патриарх Тихон. В память об этом 26 декабря 1997 года на здании установили мемориальную доску.

За особую ласковую серьёзность, доброжелательность, спокойное достоинство и самообладание товарищи называли его «патриархом», не подозревая, что Василию Белавину Богом суждено и на самом деле стать Патриархом.

Патриарх Тихон был всегда чрезвычайно энергичным, неутомимым церковным гражданским деятелем. Пришлось ему служить в Польше, в Америке - в качестве епископа Алеутского и Аляскинского, в Вильно (Вильнюс).

В тяжелейших условиях Патриарх делал всё возможное для укрепления Церкви и сумел провести её сквозь бури. Причину бедствий он видел во грехе («грех растлил нашу землю») и призывал: «Очистим сердца наши покаянием и молитвой».

Патриарха называли молитвенником народным, старцем всея Руси, отмечали его широкую благотворительность. Для всех обращавшихся к нему были открыты и двери его дома, и его сердце. «Это была действительно святость, величавая в своей простоте»,- говорили о нём те, кто знал его близко.

В последний год жизни святитель Тихон был серьёзно болен, он служил лишь по воскресеньям и праздникам. «Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром». Христова любовь и незлобие к врагам - последняя проповедь Патриарха.

Картина "Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси." 2009 г Художник: Ивлева Светлана Николаевна

5 апреля 1925 года он совершил последнюю литургию в храме Большое Вознесение. Скончался 7 апреля, на праздник Благовещения, со словами: «Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже». Погребён Патриарх был в Малом соборе Московского Донского монастыря. В 1989 году причислен к лику святых.

Князь Довмонт

Следующий персонаж князь Довмонт. Довмонт (лит. Daumantas, белор. Даўмонт), в крещении Тимофей (умер 20 мая 1299 года) — псковский князь литовского происхождения, правивший с 1266 по 1299 годы. Неоднократно разбивал литовцев и немцев, в том числе в Раковорской битве. В исторических хрониках и художественной литературе отмечается как "муж доблести и чести безупречной, на немец лютый до смерти". При Довмонте Псков обрёл фактическую независимость от Новгорода.

Удивительно — не святая Ольга, не святой Всеволод-Гавриил Псковский, не святой Александр Невский, а бывший литовский князь Даумантас стал небесным покровителем города. Довмонта канонизировали довольно быстро — меньше чем через 100 лет после его смерти. На памятнике «Тысячелетию России» в Новгороде среди 109 фигур выдающихся деятелей Российского государства есть и изображение.

Князь Довмонт (Даумантас), спасаясь от смут в родной Литве, нашел прибежище в Пскове, где поселился в 1265 году вместе с 300 литовскими семьями. Здесь он крестился в Троицком соборе, при крещении получил имя Тимофей. Уже в следующем году псковичи, видя мужество и добронравие Довмонта, избрали его своим князем. Как и Великий Новгород, Псков выбирал своих князей решением народного вече, видя в них, говоря современным языком, наемных военных руководителей, ответственных за оборону пограничных рубежей. В случае Довмонта выбор был сделан весьма удачно.

Всего через год после начала княжения, в 1267-м, рижские немцы во главе со своим магистром (собственно, опять Ливонский орден) решили покончить с Довмонтом и пришли к Пскову «на конях, в кораблях и в ладьях с пороками (стенобитными орудиями)», собираясь пленить Дом святой Троицы и учинить расправу и над Довмонтом, и над жителями, а женщин и детей «в работу увести».

Со слов летописцев известно, что князь Довмонт со слезами на глазах, всенародно и истово молился коленопреклоненный перед алтарем Троицкого собора, положив перед ним свой меч, собираясь с духом на подвиг, укрепляя свое мужество и мужество своей дружины. Игумен, взяв меч, торжественно перепоясал им Довмонта и благословил князя на битву. «Довмонтъ же въ множестве ярости мужества своего, не дождавъ полков новгородских, с малою дружиною, с мужи псковичи, выехавъ, изби полки и самого местера раниша по лицю».

Уже в феврале 1268-го Довмонт во главе псковского войска участвовал в битве при Раковоре (ныне Раквере в Эстонии) и в ознаменование победы над неприятелем построил первый храм на будущей территории Довмонтова города, в честь своего небесного покровителя Тимофея Газского.

В апреле 1268 года Довмонт с дружиной в 60 воинов разбил отряд ливонцев из 800 человек, вторгшихся в пограничные псковские села. В знак победы князь построил храм в честь Святого Георгия, покровителя воинов. В июне 1272 года у стен Пскова Довмонт опять разбил многотысячное войско ливонцев, которые наконец что-то поняли и потом еще долго не решались вторгаться на псковскую землю.

В 1282 году князь Довмонт породнился с великокняжеской семьей: его женой стала княгиня Мария Дмитриевна, дочь великого князя Дмитрия, внучка Александра Невского.

В последней четверти XIII века, в период относительного затишья, псковичи под руководством князя построили к югу от Крома знаменитый Довмонтов город (второе после Крома кольцо городских укреплений), сделав Псков образцовой средневековой крепостью. В XIII веке перед каменными Персями появилась Гребля — классический замковый ров, который по весне наполнялся водами двух рек, а летом превращался в вязкое болото.

В должности псковского князя Довмонт-Тимофей 33 года охранял и обустраивал приютивший его город. Даже незадолго до смерти, будучи весьма пожилым человеком, Довмонт одержал свою последнюю блестящую победу над Ливонским орденом, рыцари которого опять подошли к стенам Пскова и устроили страшную резню в монастырях и беззащитном посаде. И опять Довмонт сумел разгромить ливонское войско с малой дружиной, не дожидаясь подмоги из Новгорода. Это было 4 марта 1299 года, а 20 мая князь скончался.

Он был похоронен в княжеской усыпальнице Троицкого собора, рака с его мощами находится там до сих пор. В 1374 году Довмонт-Тимофей был канонизирован. Знаменитый Довмонтов меч можно увидеть в Поганкиных палатах.

Считается небесным покровителем Пскова. Его имя и подвиги прославлены в летописи, отражены в русских иконах.

Преподобномученица Елизавета

Ещё один персонаж культурной композиции памятника преподобномученица Елизавета. Преподобномученица великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата императора Российского Александра III.

Видя глубокую веру своего супруга, великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос – какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году великий князь Сергей Александрович был назначен генералгубернатором Москвы.

Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что либо для их облегчения.

После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.

5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революциоера-террориста погиб великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа.

В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала государю прошение о помиловании убийцы.

Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма – Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность. 9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов; † 1934) по чину, разработанному Святейшим Синодом, посвятил насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве. На следующий день за Божественной литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир ... но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих».

В Марфо-Мариинской обители великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: «Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность». Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной Введенской пустыни, других монастырей она ничего не предпринимала. За полное послушание старцу она получила от Бога внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе.

С начала Первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.

Отречение императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье.

В ее письмах того времени есть следующие слова: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы... должны устремить свои мыс­ли к Небесному Царствию... и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя».

Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 го­да, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в обители.

С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при великой княгине.

Елизавета Фёдоровна (при рождении Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская

5(18) июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!»

Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольн­ка часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь – это пели мученики.

Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у великого князя Иоанна пальцы были сложе­ы для крестного знамения.

При отступлении Белой армии гробы с мощами преподономучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.

Преподобномученица инокиня Варвара была крестовой сестрой и одной из первых насельниц Марфо-Марииной обители в Москве. Будучи келейницей и сестрой, самой близкой к великой княгине Елисавете Феодоровне, она не превозносилась и не гордилась этим, а была со всеми добра, ласкова и обходительна, и все любили ее. В Екатеринбурге сестру Варвару отпустили на свободу, но и она, и другая сестра – Екатерина Янышева просили вернуть их в Алапаевск. В ответ на запугивания Варвара сказала, что готова разделить судьбу своей матушки-настоятельницы. Как более старшую по возрас­ту, в Алапаевск вернули ее. Мученическую кончину она приняла в возрасте около 35 лет. Память преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары совершае­ся 5 (18) июля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.

Частица её святых мощей находится в храме Александро-Невской Лавры

Равноапостольная княгиня Ольга

Последняя и самая значимая фигура культурной композиции памятника равноапостольная княгиня Ольга.

Княгиня Ольга родилась в 890 году в Выбутах Псковской области. Она была великой княгиней киевской, женой князя Игоря.

После убийства мужа древлянами она жестоко подавила их восстание.

В 945-947 г.г. установила размеры даней для древлян и новгородцев, организовала административные центры-погосты.

Ольга значительно расширила земельные владения Киевского великокняжеского дома. Кстати, по её желанию был выстроен Свято-Троицкий собор.

Существует даже предание, что Ольга увидела, как три луча светят с неба и скрещиваются в одном месте, это самое место и было взято под строительство собора, который стоит и по сей день, являясь бесценным для каждого псковича.

В 957 году Ольга посетила Константинополь и приняла там христианство, её христианское имя Елена. Она правила государством в годы малолетства своего сына Святослава Игоревича и позднее, во время его походов. В 968 году она руководила защитой Киева от печенегов.


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru