Церковь Воскресения Иисуса Христа
в Домантове стене

Назад

Церковь Воскресения Иисуса Христа в Домантове стене

г. Псков, Довмонтов город, территория Кремля

Воскресение Господне – центральное событие христианской веры, ее краеугольный камень. Если бы не было Воскресения Христова, то не только не было бы христианства, но и вера в Бога, в силу добра и правды, возможно, была бы подорвана, утрачен был бы и смысл жизни православного христианина. Светлое Воскресение Христово, Пасха – древнейший христианский праздник.

Молитвы к Нему следует начинать с благодарности за великий дар вечной жизни в Царствии Божием, Которую Он даровал нам всей Своей земной жизнью, Честным и Животворящим Его Крестом, Его Воскресением, дав каждому возможность искупления и указав путь, по которому следовать.

Воскресение Господне

На иконе Воскресение Христово – Сам Господь, Сын Божий.

А в дни празднования Святой Пасхи, на утренней молитве, хорошо читать до того, как высказать Богу свои просьбы, еще и Воскресную песнь.

В этой песне есть главное, о чем нам следует помнить, – Жизнодавче Христе, дающий Жизнь Христос, своим Распятием искупил наши грехи – тех, кто жил и живет сейчас и кто за нами придет в мир. Так что, перед тем как обратиться к Нему с молитвой о своем, напомним себе, какой великий подвиг совершен Им для того, чтобы мы имели жизнь вечную.


По материалам Лабутиной И.К.

Это один из древнейших храмов Пскова, возникший, вероятно, еще в XIII в. если не ранее. Он может быть датирован по своему приделу – церкви Георгия. Если последний был построен в конце 60–70-х годах XIII в., то церковь Воскресения возникла еще раньше.

Приводились сведения, подтверждающие существование придела в XVI–XVII в.в. Но есть основание говорить и о более раннем времени. Во-первых, в известии 1548 г. ПЗЛ о постройке каменной церкви в Домантовой стене есть упоминание попа этой церкви и ее церковной казны. Это говорит в пользу существования церкви до 1548 года.

Фундамент церкви Воскресения Иисуса Христа

Во-вторых, о существовании Георгиевского придела в XV в. может свидетельствовать приписка на Минее 1424 г., списанной к святому великомученику Христову Георгию. Дата списания минеи указана в приписке.

Там же упоминается, что эта книга была списана при старостах Стефане Ляве и Тимофее Тилке, «замышлением раба божия Тимофея Васильевича и всех сусед святого Георгия».

Тимофей Васильевич, «замышлением» которого была списана богослужебная книга, был крупной фигурой в Пскове. Он упоминается документами и летописями в период 1448–1471 г.г. (то как Власьевич, то как Васильевич). Под 1465 г. есть упоминание и о старосте Тимофея Васильевича: «побиша железом всю церковь святого Воскресения, повелением раба божия старосты Тимофея посадника Власиевича».

Если Тимофей Васильевич (Власьевич) был старостой церкви Воскресения, то вполне естественно его участие в приобретении и списании книг для придельной Георгиевской церкви, отмеченное в записи на книге 1424 г. Неисключено также, что Тимофей Тилка и Тимофей Васильевич (Власьевич) – одно и тоже лицо.

Эти два имени одновременно не встречаются, кроме записи в книге, списанной для церкви Георгия. Контекст записи не противоречит предположению о Тимофее Тилке и Тимофее Васильевиче как одном лице. Очень часто именно старосты финансировали переписку книг или вносили книги в церковь.

Итак, в 60-х годах XV в. степеннный посадник Тимофей Васильевич был старостой церкви Воскресения и одним из влиятельных прихожан церкви Георгия. Учитывая, что объединение соседей имело как моральную, так и экономическую основу, возможно предположить традиционность связей семьи Тимофея Васильевича с Воскресенским приходом и считать упоминаемую в 1424 г. церковь Георгия приделом Воскресенской церкви.

Фундамент церкви со стороны Персей

О существовании самой церкви Воскресения имеются достоверные данные, относящиеся к началу XIV в. Церковь имела придел Георгия, построенный, вероятно, не позднее начала XV в. По описанию 1699 г. можно судить, что у главной и предельной церквей были каменные паперти.

К церковной паперти была «приделана» каменная колокольня с четырьмя колоколами. В приделе Георгия описью 1699 г. упомянута гробница благоверного князя Георгия (у правого крылоса). Трудно сказать, какой князь имеется ввиду.

Юрий Витовтович, похороненный псковичами с большими почестями в 1349 г., был положен в церкви Троицы. Возможно, в связи с постройкой Троицкого собора в конце XVII в. гробница князя была временно перемещена в церковь Воскресения. Церковь была упразднена в 1793 г. и оставлена на ряду с Димитриевской и Мироносицкой в ведении епархиального начальства.

Она, возможно, как и Димитревская, не разбиралась еще много лет. Во всяком случае, церковь должна была попасть на планы XVIII в.

Фрагмент плана Пскова в конце XV в начале XVI в. 1740 года в публикации Н.Ф. Окулича-Казарина "Новые данные по топографии города Пскова"
Объекты связанные с крепостным строительством:
II – Перси;
III – Гребля;
V – костер в торгу (костер на верху Великих врат каменных);
VI – Домантова стена;
XVIII – костер над Псковою на Крому (против Лубянского всхода);
XXIV – костер на Персях от Великой реки;
XXV – Великие ворота в городе на Крому;
XXVI – Малые ворота в городе на Крому;
XXVII – охабень;
XXX – захабень;
XXXI – Смердьи ворота
Частные топографические объекты:
2 – Смердий мост над Греблею;
3 – мост на Пскове;
4 – Радчин всход;
6 – мост над Греблей на Кром к Троице;
8 – погреба в охабне
Церкви приходские:
2 – Дмитрия в Домантове стене;
4 или 10 – Воскресения Иисуса Христа в Домантове стене;
5 – Феодора Стратилата;
7 – Власия в Торгу;
12 – Благовещения Богородицы;
14 – (4. 10?) возможно Софии;
15 или 19 – Покрова Богородицы в Домантове стене;
17 – Кирила у Смердия моста над Греблею;
19 или 19а - сошествие св. Духа в Домантове стене;
21 или 15 – Рождества Иисуса Христа в Домантове стене;
35 – Алексея в Домантове стене;
36 – возможно входа в Иерусалим;
37 – не атрибутируется (Тимофея? Афанасия?)

На плане конца XVIII в. в Домантове стене изображены три приходских церкви, одна из которых определенно Димитревская, а две другие показаны западнее, в северо-западной части Домантовой стены. Вероятно одна из них - Воскресенская.

На иконе Жиглевича XVIII в. в Домантове стене обозначена лишь одна церковь, помещенная в центре западной части этой территории, и она сопровождается надписью «Воскресение».

Икона Жиглевича
12 - Воскресения

На иконе Сретение Богородицы из часовни Владычного Креста сохранились остатки надписи над церковью в северной части Домантовой стены. Остатки этой надписи («хра…кре…») переданы на копии Горностаева.

Фрагмент изображения Пскова на иконе из часовни Владычного креста. Копия с литографии, выполненной И.И. Горностаевым в 1859 г. по собственной прориси. Надписи не даются

Некоторое пространственное искажение не поволяет точно соотнести данные икон и плана конца XVIII в. Но несомненно, что церковь Воскресения находилась в северо-западной части Домантовой стены. На плане 1740 г. здесь показаны две церкви, одна из которых должна быть Воскресенской (по отношению с данными икон и свидетельствами о существовании церкви в это время).

Попытаемся сравнить приведенные данные с материалами археологических раскопок. В северо-западной части Довмонтова города обнаружено три храма.

Общий план раскрытых раскопками каменных сооружений по В.Д. Белецкому
I-II – фрагменты здания средневекового владычного архива
III — поповская изба XV в.
IV – остатки "гражданской постройки" (XII-XIII веков) и "караульного помещения" (XIII века)
1 – церковь Воскресения Христова – 1395 г.
2 – церковь Георгия – 1269 г.
3 – церковь Кирилла над Греблей – 1374 г.
4 – церковь Тимофея Газского – 1268 г.
5 – церковь Дмитрия Солунского – XII в.
6 – церковь Федора Стратилата – 1272 г.
7 – церковь Алексея Митрополита – XVI в.
8 – церковь Покрова Богородицы – 1352 г.,1398 г.
9 – церковь Рождества Христова – 1383 г.
10 – церковь Николы над Греблей – вторая половина XIV в.
11 – церковь Сошествия Святого Духа – 1383 г.

Один из них (3) не может быть искомой церковью, так как не имеет придела. Храмы 1 и 2 – здания крупных размеров и оба имеют приделы; планы этих храмов повторяют в общих чертах контуры церквей, обозначенных на плане 1740 г.

Однако следует заметить, что приделы известны у ряда церквей в Домантове стене: Кира и Иоанна у церкви Николы на Гребле, Семиона у церкви Софии, Образа Нерукотворного у церкви Рождества, Иоакима и Анны у церкви Входа в Иерусалим.

Псков. Макет Довмонтова города

Макет Довмонтова города

Псков. Церковь Воскресения Иисуса Христа

Церковь Воскресения Иисуса Христа

Церковь Рождества Христова, как выяснено выше, находилась в восточной части Домантовой стены, а с 1701 г. остатки ее вошли в конструкцию Рождественской батареи. Церковь входа в Иерусалим по данным XVIII в. находилась южнее, у консистории.

Следовательно один из храмов может считаться Воскресенским, другой – Софийским или Никольским. В описании церкви Софии, относящемся к 1699 г., важно замечание: «Да и в другой паперти, что у Городовой стены, Образ Одигитрии с младенцем».

Это замечание заставляет искать церковь Софии где-то рядом со стеной, но никак не в центре Домантова города. Храмы 1 и 2 особенно удалены от стен, и, возможно, Софийского среди них нет.

В.Д. Белецкий пришел к выводу, что храм 1 был посвящен Николе (Никола с Гребли), но ряд факторов противоречат такой атрибуции. Остатки храмов 1 и 2 в общем соответствуют описанию церкви Воскресения в источнике 1699 г.

Дополнительные археологические признаки (остатки настенной росписи в храме 1, находки поливных лемехов и обломков фресок в храме 2, остатки деревянного здания на позднем существовании храма 2) не помогают окончательно определить, какой из двух храмов был Воскресенским.

Церковь Воскресеня Христова была разобрана в первой половине XIX века. В ее руинах удалось собрать фрагменты росписей и восстановить из многих сотен обломков запрестольную композицию "Поклонение Жертве" или "Служба Святых отцов", части других сцен и отдельные лики.

Церковь Воскресения, известная с начала XIV в., в 1395 г. была отстроена в камне. В 1465 Г. она была покрыта железом, и работы эти, проводились по распоряжению старосты посадника, Тимофея Васильевича. Возможно, что в 1386/1387 г.г. был построен каменный придел во имя Георгия.


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru