Церковь Владимира на Сенной Ниве

Назад

Церковь Владимира на Сенной Ниве

г. Псков, ул. Гоголя

Святой равноапостольный великий князь Владимир Красное Солнышко (ок. 960-1015) был сыном Киевского князя Святослава и внуком святой равноапостольной Великой княгини Ольги. Незадолго до смерти князь Святослав разделил Русскую землю между тремя сыновьями: старший сын, Ярополк, получил Киев, средний, Олег, - землю Древлянскую, а младший, Владимир, - Новгород.

Вскоре после смерти Святослава между братьями начались распри, в результате которых Владимир стал единодержавным князем Руси. В 983 году князь Владимир Святославич совершил удачный поход на ятвягов. В 987 году он захватил город Херсонес, принадлежавший в то время Византийской империи и, угрожая походом на Константинополь, потребовал руки царевны Анны, сестры византийских императоров-соправителей Василия и Константина. Последние условием брака поставили принятие Владимиром веры Христовой. Когда царевна Анна прибыла с духовенством в Херсонес, князь Владимир внезапно ослеп.

Царевна предложила ему немедленно креститься, в надежде исцеления. Во время крещения князь прозрел. В духовном восторге он воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!». Некоторые из дружинников князя, пораженные этим чудом, также крестились.

Во святом Крещении князь Владимир был наречен Василием в честь святого Василия Великого. Тогда же в Херсонесе совершилось его бракосочетание с царевной Анной. В качестве выкупа за жену князь возвратил Херсонес Византии, построив в нем храм во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.

Святой равноапостольная князь Владимир

В Киев князь Владимир вернулся вместе с княгиней Анной, константинопольскими и херсонесскими священнослужителями, взяв с собой богослужебные книги, иконы, церковную утварь, а также святые мощи Климента, епископа Римского, и его ученика Фивы. Таким образом, упрочились династические и межгосударственные связи между Русью и Византией.

По возвращении в Киев князь Владимир крестил 12 своих сыновей. Крестился и весь его дом, и многие бояре. Затем князь Владимир приступил к искоренению язычества на Руси и истреблению языческих идолов. Священнослужители, а также ранее крещеные княжичи и бояре обходили площади и дома киевлян и наставляли их в истинах Евангелия, обличали суетность и тщету идолопоклонства.

После принятия христианства князь Владимир распорядился воздвигать христианские храмы в тех местах, где раньше стояли идолы. Крещение Руси произошло в 988 году. Это ключевое историческое событие связано с именем святого князя Владимира. Историки называют Владимира Великим, церковь - святым равноапостольным, народ нарек его Владимиром Красное Солнышко.

Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими захватчиками.

Но церковное почитание святого князя Владимира началось на Руси значительно раньше. Святитель Иларион, митрополит Киевский († 1053), в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира, называет его «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина Великого, и сравнивает его апостольское благовестие Русской земле с благовестием святых апостолов.


Сенная Нива - территория средневекового Пскова между Петровской улицей (ныне ул. К. Маркса), крепостной стеной и Ивановской улицей (ныне ул. Гоголя). «Нива — обработанное поле, пашня, посевы. Полоса, клин, участок. Псковское — луг, пожня».

Это место было окраинным захолустьем, заросшим травой и незастроенным. Здесь располагались садики и огороды. С ХVI века Сенная нива вошла в территорию Нового Торга. На этом участке до наших дней дошло лишь два древних каменных строения: настоящий памятник и дом у Петровских ворот (ул. К. Маркса, 43).

Фрагмент плана г. Пскова составленный на основании летописи, актов и старинных чертежей и планов 1581, 1694, 1740, 1778, 1821, 1829, 1896 гг. действительным членом ПАО Ф. А. Ушаковым

7. Зачатия Св. Анны;
8. Николы Явленного (Никола новый);
9. Василия на Болоте (упразднена В 1764 г.);
10. Иоанна Милостивого;
11. Покрова от Торга;
12. Иконы Казанской Божьей Матери;
13. Св. Владимира На Сенной ниве ;
14. Св. Григория или Богословский Путятин монастырь;
15. Святой Великомученицы Ксении.
Ц. Подвалы немецкого гостиного двора на Сенной Ниве 1632 года. Покровский Казенный винный склад, затем архив Казенной Палаты; с 1840 годов подвал Псковского училища военного ведомства, а после Псковского кадетского корпуса.
Ч. Городской магистрат.
Ш. Площадь «Нового Торга», с 1510 г.
Ы. Здания старинных каменных торговых рядов после 1510 года, где в XIX В. находилось Псковское Главное Народное училище, потом межевая канцелярия, ныне служительский флигель № 3-й Псковского кадетского корпуса и кладовые.

Ивановская улица с 1510 года застраивалась разными торговыми заведениями. Памятник, сохранивший топоним: Владимира на Сенной ниве церковь.

Фрагмент иконы Жиглевича

37. Трупеховская полевая, или Лужская, башня. XVI в.;
38. Петровская башня ("ворота Петровский"). XVI в.;
39. Михайловская башня. XVI в.;
40. Глухая (Никольская) грановитая башня. XVI в.
64. Церковь Божьей матери Казанской. XVII в.;
65. Церковь Зачатьевского монастыря ("зачатенский м.") XVII в.;
66. Церковь Николы от Торга ("св. Николае"). 1676;
67. Церковь Покрова от Торга ("покрова"). 1590;
68. Церковь Иоанна Милостивого ("иоанн м..."). XVI (?)—XVII вв.;
69. Церковь Григория Богослова ("григорей богослов".);
70. Церковь Владимира на сенной ниве ("князь владимер");
71. Гостиный двор ("ратуша, ряды" ). Конец XVII в. (Каменные ряды Гостиного двора построены лишь в 1695 г.). На нашей иконе показаны еще низкие деревянные (?) ряды-навесы и одно небольшое каменное здание — ратуша (надпись является результатом "поновления" иконы в XVIII веке).

В Пскове в то время были построены две Владимирские церкви и создано первое в местном искусстве иконописное изображение святого князя Владимира с сыновьями Борисом и Глебом.

На этой иконе-двухряднице соединены вместе «Успение Богоматери» (вверху) и фигуры представленных в рост святых князей (внизу). Вероятно, в основе подобной композиции лежит использованное из богослужебной гимнографии представление о том, что и князь Владимир, и его сыновья даруют язычникам благодать просвещения новой верой.

Фрагмент вида Пскова снятого со старинной иконы хранящейся в часовне Владычняго Креста (близ Пскова).

32 – церковь Благовещения;
33 – церковь св. Николая Чудотворца;
34 – церковь Михаила Архангела;
35 – церковь Иоанна Милостивого;
36 – церковь Покрова Богородицы от Торгу;
37 – церковь Николая Чудотворца Явленного;
38 – церковь Зачатия св. Анны;
39 – церковь Григория Богослова;
40 – церковь Благоверного князя Владимира;
41 – преп. Сергея Радонежского;
42 – церковь св. Иоанна Златоуста;
44 – церковь Вознесенская;
45 – церковь Похвалы Богородицы;
46 – церковь св. мученицы Ксении


Выкопировка из плана г. Пскова 1740 г. в публикации Н. Ф. Окулича-Казарина („Новые данные по топографии и истории Пскова". — Труды Псковского археологического общества, вып. 11. Псков, 1915)
26 — Петровский бастион; 27 — Башня Петровская; 28 — Большой бастион; 29 — Трупеховские ворота; 113 — Церковь Владимирская на Сенной ниве

Примерное месторасположение церкви Владимира на Сенной Ниве согласно схеме Ушакова

-


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru