!DOCTYPE HTML PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 4.01 Transitional//EN" "http://www.w3.org/TR/html4/loose.dtd"> Ансамбль церкви Михаила и Гавриила Архангелов. Улица Советская - Великолуцкая, 18

Ансамбль церкви Михаила и Гавриила Архангелов

Дома №№: 1, 3-5, 7, 9-11, 13, 15, 19, 21, 21a, 23, 25, 29 (1,2,3,4), 31, 33, 85, 111 Дома №№: 2-16, 18, 20, 22-40, 42, 44, 44а, 46, 46а, 50, 50a, 52, 52a, 54, 56, 60, 60a, 62, 62-а, 62-б, 64-а(1), 64-а(2), 64-а(3), 100

Назад

Ансамбль церкви Михаила и Гавриила Архангелов

г. Псков, ул. Советская, 18


Историческая справка

Архангел Михаил является самым великим и знаменитым в христианских, иудейских и исламских преданиях. Он принимает самое близкое участие в судьбах Церкви еще с давних времен. В переводе с еврейского языка, имя Михаил означает «тот, кто подобен Богу».

В Святом Писании Архангел Михаил считается вождем воинов Господа и главным борцом против дьявола. Также его считают защитником Божьего слова, иудейского народа, целителем и хранителем.

О нем упоминается во многих сказаниях, писаниях, легендах и рассказах, изображается на картинах. Архангел Михаил является проводником души умершего к Господу и хранителем сна спящего человека.

Существует даже поговорка: «забрал его Архангел Михаил», которая означает, что человек умер. На иконах Михаил изображается могущественным воином, в доспехах, с копьем, мечом и щитом или же с весами правосудия.

За спиной у него изображаются два крыла, а голова его убрана в дорогую корону. Очень часто Архангелу Михаилу молятся об исцелении, при входе в новый дом, о спасении жилищ от воров и стихийных бедствий.

Икона Архангелов Михаила и Гавриила

Архангел Гавриил – один из трех главных ангелов в христианстве и один из семи архангелов. Он наряду с Архангелом Михаилом почитаем в христианстве, иудейской религии и исламе. В переводе с еврейского языка, имя Гавриил означает «Господь – моя сила».

По-русски это имя означает «Крепость, Сила Божия». В Святом Писании Архангел Гавриил упоминается как Вестник и Посланник Господа людям о спасении человеческого рода и является просителем о спасении души христиан перед Спасителем.

Кроме этого, Гавриил – ангел мудрости, милосердия, благих вестей. Именно он сообщает Деве Марии благую весть о рождении Иисуса Христа. Также, Гавриил наставлял Моисея в пустыне, и ведал ему откровения Божьи, раскрывал тайны Бытия, приходил во сне к Иосифу Обручнику, к праведным Анне и Иоакиму.

Согласно одному преданию, Гавриил сопровождает душу младенца из рая во чрево матери, и наставляет его до рождения. На иконах Архангел Гавриил изображается облаченным в богатые одежды, с короной на голове, и зачастую с белой лилией в руке, которую он даровал Деве Марии в день Благовещения.

Иконе Архангела Гавриила молятся о зачатии детей или помощи в их усыновлении, будущие мамы и папы обращаются с молитвой об удачном течении беременности, также он покровительствует тем, кто работает с детьми в учреждениях дошкольного и школьного образования.

Образцом псковского кончанского храма могла бы послужить возведенная в 1339 году церковь Михаила архангела в Городце, если бы она сохранилась в первоначальном виде. По-видимому, это был первый каменный храм на псковском посаде.

Псковские каменщики к этому времени оставили прежнюю технику каменного строительства, перестали применять кирпич и раствор из извести с измельченным кирпичом, перейдя на кладку только из известняковой плиты на известково-песчаном растворе. Приобретенные к началу XIV века технические навыки и понимание работы сложных каменных конструкций дали псковским мастерам возможность перенять из южных земель Руси прием установки купола на ступенчатые своды.

Церквь Михаила и Гавриила Архангелов , южный придел. Фото: 1946 год.

Сущность его заключается в том, что подпружные арки, несущие барабан купола, поднимались выше основных сводов храма и частью опирались на эти своды, передавая им некоторую долю нагрузки от купола. Такие своды XIV века сохранились до нашего времени в храме Михаила архангела в Городце.

Здание этой церкви дошло до нас сильно измененным, но сохранило многие первоначальные части. При его осмотре можно заметить, что главный объем храма с абсидой, четырьмя столпами и сводами и западный притвор хотя и переделаны, но относятся к первоначальной постройке. По архитектурным формам и основным конструкциям церковь датируется второй половиной ХVII в.

Сведений о построении колокольни не обнаружено. Первое, известное нам, описание колокольни относится к 1763 г.

В описи церкви Михаила Архангела она значится каменной, восьмигранной с "...восьми окошками...". Над окнами покрыта тесом, а карнизы покрашены разными красками. Глава обита, жестью. На колокольне было три больших и четыре малых колокола.

В клировых ведомостях XIX в. колокольня только упоминается: "...каменная твердая".

Корпуса: Постановлением Советского правительства от I ноября 1945 г. Псков был включен в число пятнадцати старейших городов, подлежащих первоочередному восстановлению. Работы по восстановлению разрушенного войной города начались с центра Пскова. В октябре месяце 1945 г. разработан план застройки центра города.

На фото: колокольня Михайло-Архангельской церкви

Поврежденные церковь Михаила и колокольня с полуразрушенными боковыми двухэтажными домами вошли в число памятников, реставрируемых в первую очередь.

После разборки остатков двухэтажных домов по проекту архитектора Ю.П. Спегальского (1946-1947 гг.), доработанному после его отъезда из Пскова архитектором Э.П. Штольцер (1948-1951 гг.) были построены новые ныне существующие одноэтажные корпуса в характере псковской гражданской архитектуры ХVII в.

Работы велись отделом по делам архитектуры при Псковском облисполкоме.

Примечание к истории возникновения пристроек к колокольне.

Фото: 1951 год

Постройки обозначены на плане Пскова 1740 г. Они примыкают к колокольне с южной и северной сторон и представляют собой Г-образные в плане сооружения.

На плане Пскова 1774 г. правой пристройки нет, а левая имеет Г-образный план, но перевернутый по сравнению с планом 1740 г., т.е. к колокольне эти корпуса не примыкают. В описании церкви Михаила архангела 1763 г. они не упоминаются (колокольня описывается).

На плане Пскова 1778 г. к этой пристройке пристроена еще одна Г-образная в плане пристройка.

На плане 1857 г. к колокольне примыкают с севера и юга два корпуса, Г-образные в плане, с севера большая постройка, с юга - малая - это два двухэтажных жилых (церковных) корпуса - изображение их сохранилось в альбоме И. Годовикова (1866 г.) и фотографиях к. ХIХ - нач. ХХ вв. Вероятно, первоначально, к колокольне с обеих сторон примыкали палатки. Это предположение можно объяснить наличием двух оконных проемов в северном помещении (ныне существующих пристроек) в стене, обращенной во внутрь ворот.

В последующие времена могли появиться боковые корпуса. При строительстве 1948-1960 гг. все эти постройки были объединены и фасады стали едиными. К проекту сооружений этих построек нет обоснований.

По сохранившимся обмерным чертежам, старинным планам и фотографиям можно заключить, что колокольня была самостоятельной, отдельно стоящей постройкой без примыкающих к ней с юга и севера корпусов.

На фотографиях к. XIX-нач. XX вв. просматриваются вертикальные швы между колокольней и двухэтажными домами.

Вид с юго-запада. Фото Б. Скобельцына. 1981 г.

На фотографиях послевоенного периода, после разборки корпусов, штрабы в стенах колокольни не обнаружены: южный и северный фасады первого яруса колокольни были гладкими. Наличие в северной стене колокольни на первом ярусе щелевого оконного проема подтверждает эту версию.

Наличие двух ворот с севера и с юга от основных ворот колокольни объяснить трудно. В XIX в. к колокольне с северной и южной сторон пристроены двухэтажные каменные дома сильно разрушенные во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).

Колокольня была реставрирована в 1948-1950 гг. по проекту Ю.П. Спегальского. Реконструкции подверглось покрытие шатра и яруса звона. Была снята металлическая кровля с шатра, разобран пологий навес (полица), сооружено полопастное завершение каждой грани восьмерика с покрытием лопастей и слухов металлической кровлей. Над каменным шатром сооружен декоративный барабан с главой и крестом. Произведена вычинка фасадов, пострадавших во время войны.

Проект реставрации Ю.П. Спегальского хранится в ГАГЮ (графический материал), ф. 1924, оп.1, е.х. 376-а, 51 (церковь Михаила Архангела), фонд, фотодокументов и негативов - ГАПО, папка № 155, №№ 1-17, АР-2509-2527.

В 1946-1947 гг. архитектором Ю.П. Спегальским был сделан проект реставрации боковых корпусов колокольни, после его отъезда работы эти были продолжены в 1948-1951 гг. отделом по делам архитектуры при Псковском облисполкоме. Руководителем группы и автором проекта стала Э.П. Штольцер, которая не внесла в проект Ю.П. Спегальского существенных изменений. Остатки домов были разобраны до основания и на месте их сооружены новые, в характере псковской гражданской архитектуры ХVII в. Проекты реставрации Ю.П. Спегальского и Э.П. Штольцер хранятся в ГАПО, ф. 1924, оп. 2, е.х. 376-а, 51. Обмер плана исполнен Б.С. Скобельцыным в 1982 г., хранится в архиве АРМ-4.

Основные архитектурные особенности

О ранней истории церкви Михаила архангела сведений очень мало. О построении церкви летопись сообщает следующее: "В лето 6847 /1339 г./... заложена бысть церковь камена святого архангела Михаила и Гаврила...", по другому списку - "в городце..." Церковь находилась в пределах крепостной стены посадника Бориса 1309 г., в части города наиболее густо заселенной. Во время больших пожаров Пскова ХVI в. церковь уцелела. В писцовых и оброчных книгах 1585-87 гг. она неоднократно упоминается, как "...архангела Михаила из Среднево города с Великие улицы.. "

План церкви

По некоторым данным с 1439 г. была соборной церковью. В ряде документов первой половины ХVIII в. называется "...Михаила архангела, что на Большой улице, соборная..." Первое, известное нам, описание церкви -"...архангельского собора зъ Большой улицы..." относится к 1753 г. В это время церковь значится каменной с двумя казенными же приделали, во имя Положения ризы и пояса Богоматери и Успения Богоматери.

В описании, упоминаются притвор главной церкви, притворы придельных церквей и паперть. Кровли все были покрыты тесом (весьма ветхим). Глава большая обита листовым железом, а на придельных церквях главы были деревянные, обиты чешуею и выкрашены зеленою краскою.

В главной и придельных церквях были деревянные резные позлащенные иконостасы, иконы древнего письма и другие предметы прикладного искусства.

С 1796 г. церковь Михаила Архангела, была приписана к Космодемианской церкви с Примостья. В клировых ведомостях XIX в. отмечается ее постепенное ветшание, особенно правого придела, во имя Успения Богоматери, которые во второй половине XIX в. был "по ветхости" упразднен.

Общий вид с северо-западной стороны. Фото Скобельцына Б.С., 1981 г.

В нач. XIX в. Церковь служила полковою церковью енисейского пехотного полка. Спегальский Ю.П. считал, что в ц. Михаила Архангела к первоначальной постройке относятся, хотя и переделанные, четверик и западный притвор, которые были покрыты по закомарам, а подкупольные арки, возвышающиеся над сводами, были выражены снаружи в виде постамента под барабаном. Он же считает, что в конце XIV в - начале ХV в. был пристроен южный придел и, вероятно, северный.

Из надписи на каменное плите, вделанной в южную стену растесанных проема и по бокам два заложенных оконных щелевых проема, фасад южной придельной церкви также имеет трехчастное членение. Четыре лопатки упираются в карниз крыши. Здесь один оконный проем с арочной перемычкой, к южной стене придела примыкает гладкая стена (южная) притвора. В этой стене оконный и дверной проемы с плоской перемычкою и скругленными углами.

На западном фасаде притвора - две двери - центральная - с арочной перемычкой и дверь, ведущая на чердак с плоской перемычкою. К этой двери ведет деревянная лестница. По бокам этого фасада следы лопаток, соединяющихся между собой пологой аркой. Притвор северного придела симметричен южному.

Вид с севера-запада. Фото Скобельцына Б.С., 1981 г.

Северный фасад северной придельной церкви имеет трех частное членение лопатками, соединяющимися между собой двухлопастными ползучими арочками. Верх фасадов срезан поздней крышей. В центре фасада одна дверь (поздняя) с арочной перемычкой. Северный фасад притвора северной придельной церкви имеет одну дверь с арочной перемычкой и неглубокую нишку (видимо для керамиды). Дверь заложена. К апсиде северной церковки примыкает прямоугольная в плане ризница, на ее северном фасаде один оконный проем с лучковой перемычкой и ниша заложенного дверного проема. Все оконные проемы четверика, приделов и притворов имеют металлические решетки. Интерьер храма просторный. Западная пара квадратных в плане столбов и восточная - чуть скругленная со стороны алтаря на высоту до 1,9 м, поддерживают повышенные подпружные арки. Рукава креста и угловые участки между ними перекрыты коробовыми сводами, которые при помощи парусов несут барабан. В апсиде между окон - ниша с арочной перемычкою. В жертвеннике ниша в северной стене, в ней круглая печь (поздняя).

В восточной стене четверика поздний растесанный оконный проем с плоской перемычкою. В жертвеннике окно заложено. У восточных столбов сохранился остов деревянного пятиярусного иконостаса с фрагментами резьбы XVIII в.. В верхних ярусах сохранился горизонтальные антаблимент с накладной резьбою XIX в, растительного характера по красному фону цветы, плоды винограда, кресты в круге, вертикальные членения иконостаса - это балясник, который несет килевидное завершение икон. В верхней части четверика сохранилась роспись клеевой краской (на парусах евангелисты). На арках, столбах, основании барабана роспись в технике "гризайль".

Все своды перекрытий четверика, подпружные арки и своды перекрытий нефов имеют архивольты. В барабане под сферическим сводом две металлические связи, расположенные перпендикулярно друг к другу.

Под пятами подпружных арок также металлические стяжки. Притвор четверика состоит из трех частей: центральной, перекрытой коробовым сводом на подпружных арках и боковых помещений, также перекрытых коробовыми сводами параллельных центральному своду.

Южная подпружная арка имеет металлическую стяжку, на северной остались лишь петли от стяжки, западная стена четверика (она же восточная притвора) имеет большой растесанный дверной проем с арочной перемычкой. В западной стене притвора древние дверной проем, его внутренняя часть со стрельчатой перемычкой, наружная - с арочной. Здесь сохранились подставы (крюки) от двухпольной двери.

Изразец XVI Iв. в декоративном поясе барабана. Фото Скобельцына Б.С.,1981 г.

В двух боковых помещениях притвора в западной стене два растесанных оконных проема. К югу от двери - керамида XVII в. Южная придельная церковка (Успения Богоматери) - одноапсидная, бесстолпная, ранее была одноглавая со световым барабаном. Имеет перекрытие единственное среди псковских бесстолпных церквей: две параллельно идущие подпружные арки опираются на северную и южную стены. Между ними своды перекрытия перпендикулярные к аркам, к восточной и западной стенам - ползучие своды и между ними, по центру, коробовые сводики. По своим формам это наиболее архаичное перекрытие не было реконструировано и потому оно более древнее, чем переделанные в XVII в. своды перекрытия четверика.

На южной и восточной стенах сохранились голосники. В притворе южной церковки свод сомкнутый. Северная придельная церковка (Во имя положения риз и пояса Богоматери) подвергалась значительным переделкам. Сооружено плоское перекрытие. В южной стене церковки (она же северная четверика) большая ниша для раки с лучковым кирпичным сводом и кирпичной облицовкой. На северной стене растесанный оконный проем с арочной перемычкой. Жертвенник и дьяконник в нишах. В западной стене большой проем с лучковой аркой и к северу от него ниша с арочной перемычкой. В притворе северное церковки перекрытие - коробовый свод с распалубками над оконными проемами. В северной и западной стенах по одному окну с арочными перемычками (поздние). Откосы этих окон кирпичные.

Иконостас

Тамбур. Имеет пологий свод перекрытия. В западной стене два окна с арочными перемычками по бокам от двери. Полы в четверике, притворе и приделах - деревянные. В северном приделе под деревянным полом - метлахские плитки. Все кровли металлические. Храм выложен из известняковой плиты, обмазан и побелен. Габариты: четверика 15х15 м Южного придела 7х8 м Северного придела 7х7 м Притвора 5х8 м Общие габариты 28-29 м.

ЦерквЬ Михаила и Гавриила Архангелов

Глазурованные израсцы барабана

Общие сведения

Церковь Михаила Архангела - один из ранних памятников псковской школы зодчества. Несмотря на поздние реконструкции не утратил своего художественного значения. Вместе с колокольней и пристройками к ней создает ансамбль, связанный с объемно-пространственной композицией с башнями и Троицким собором Кремля, образуя неповторимые силуэты центра города. В этом памятнике сохранились строительные и декоративные приемы разных эпох (XVI-XVII вв).

Колокольня

Колокольня расположена западнее церкви Михаила Архангела, своим западным (главным) фасадом обращена на Советскую улицу. Колокольня надвратная, двухъярусная, шатрового типа.

План звона колокольни. Обмер Б. Скобельцына. 1982 г. План 1 этажа пристроек. Обмер Б. Скобельцына. 1982 г.

В основании ее четверик, несущий восьмерик яруса звона, завершенный восьмигранным шатром с барабаном, главкой и крестом. В центральной части четверика сооружены сквозные врата, имеющие сложную форму: со стороны улицы (главного фасада) - большая арка, перекрывающая входную часть ворот, имеющих форму раструба.

Внутренняя часть ворот состоит из двух подпружных арок, между которыми коробовый свод перекрытия с распалубками. Арки опираются на мощные полустолбы с постаментами прямоугольной формы.

Полустолбы декорированы широкими канелюрами. Восточная арка имеет две металлические стяжки, а южная и северная стены - металлические связи с анкерами на фасадах (восточном и западном). В северной части первого яруса, со стороны дворового фасада, расположен вход на колокольню.

Это внутристенная каменная лестница, ведущая на ярус звона. Она перекрыта четырьмя ступенчато-повышенными сводами. В верхней ее части, на северной стене, щелевой оконный проем в настоящее время закрытый крышей пристройки. Кубический объем первого яруса несет на себе восьмигранный объем яруса звона, каждая грань которого (за исключением двух - ю.-в., и с.-в.) имеет проемы с арочными перемычками и лопастными завершениями.

Проемы имеют ограждения, состоящие из деревянных балясин и поручня. У пят арочных перемычек массивные деревянные балки для колоколов. Над балками металлические стяжки. Над проемами звона проходит декоративный пояс, состоящий из двух рядов валиков, повторяющих форму арок и расположенных один над другим.

Завершает колокольню восьмигранный каменный шатер, углы которого с наружной стороны подчеркнуты ребрами. В нижней части граней - слухи, проемы с их арочными перемычками, декорированы наличниками в виде пилястр с перехватами, несущих профилированный карниз и лопастное завершение. Завершает шатер барабан, в основании которого стрельчатые нишки, которые как бы завершают грани шатра, над ними горизонтальный валик. В навершии - глава луковичной формы с металлическим покрытием и восьмиконечным деревянным крестом. Колокольня оштукатурена и побелена. Основные габариты: 10 х 7 м. Сложена из известняковой плиты. Боковые корпуса симметрично расположены, примыкая к северному и южному фасадам колокольни.

Главными (западными) фасадами они обращены на Советскую улицу. Это - одноэтажные, Г-образные в плане постройки с двух и трех скатными черепичными кровлями (по торцам). На главных фасадах симметрично расположено по три оконных проема с арочными перемычками и ворота, имеющие по две арки со стороны главного и дворового фасадов.

Между арками пологие (лучковые) своды, не имеющие аналогов в псковской гражданской архитектуре ХVII-ХVIII вв. наружная часть ворот закрыта деревянными решетчатыми перегородками.

Южная постройка - прямоугольная в плане, стены гладкие, состоит из четырех помещений, разделенных между собой тремя капитальными стенами. На ее южном фасаде пять оконных проемов, на восточном торцовом - три (в настоящее время они заложены), на дворовом фасаде три окна и три двери.

Все оконные проемы на южной постройке, а также и на северной, имеют одинаковую форму, характерную для псковской гражданской архитектуры ХVII в. - с арочными перемычками. Внутренние, капитальные стены имели дверные проемы, заложенные в различное время.

Часть помещения, примыкающего к колокольне, имеет два окна (в западной и восточной стенах - по одному окну) и дверной проем, выходящий в ворота. Перекрытия плоские. Северная пристройка. Стены гладкие. Состоит из трех помещений, разделенных между собой двумя капитальными стенками и соединенными дверными проемами. Перекрытия - плоские, за исключением крайнего (восточного) помещения, перекрытого коробовым сводом. Западный фасад имеет два окна, два окна выходят во внутреннюю часть северных ворот. Оконные проемы восточной и северной стен заложены в позднее время. Внутри помещений (в северо-западном и примыкающем к северному фасаду колокольни) сооружены временные перегородки: в разное время эти помещения использовались как жилые или служебные.

Отопление везде печное, полы деревянные. Все фасады оштукатурены и побелены. Материал - известняковая плита. Габариты: 15 х 7, 8 х 7 - северная пристройка, 8 х 7, 25 х 9 - южная пристройка.

Общие сведения

Колокольня - единственная в Пскове шатровая колокольня XVII в. московского типа. Однако ее отличает некоторая приземистость, кряжистость, простота и скромность декора, что сближает колокольню с псковскими культовыми постройками.

В объемно-пространственной структуре она органично связана с церковью Михаила Архангела, ее вертикальный шатровый объем перекликается и с шатрами башен Псковского кремля. Пристройка к колокольне, сооруженные в формах псковской гражданской архитектуры XVII-XVIII вв., органично вошли в существующий ансамбль и стали неотъемлемой его частью.

Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru