ТРОИЦКИЕ ВОРОТА КРОМА

Назад

Троицкие ворота

Вепикие ворота находились у персей у юго-восточного угла укреплений Пскова. Они могли волучить название за большие рармнры. Но, с другой стороны, Великие ворота Среднего и Окольного города получили свое название по Великой улице, проходившей через них. Она, по-видимому, имела продолжение территории Довмонтова города и подходила к персям. Великие, парадные ворота на Крому могли вести прежде всего к Троицкому собору. К Великим вортам подводил мост через Греблю.

Вход в Кром (Темные ворота). В Кром проходили через ворота в стене детинца, которую псковичи называли Перши (Перси). Эта стена имела решающее значение в системе обороны Пскова. От Довмонтова города ее отделял глубокий ров с перекинутыми через него мостами. Внутрь детинца попадали не сразу: из одних ворот входили сначала в охабень - узкий, длинный, зажатый с двух сторон высокими каменными стенами, с нависшими сверху бревенчатыми боевыми настилами коридор, ведущий до других ворот.

В середине XVIII в. они являлись, судя по плану 1740 Г., единственными функционирующими воротами на пути к Троицкому собору. К настоящему времени ворота значительно переделаны, но прдолжают оставаться главным входом на Кром.

Великие (или Троицкие) ворота существуют по сей день — единственные ворота, ведущие на Кром. Со временем именно Великие ворота стали играть роль главного въезда в Кром.

Их еще называют Темными — и потому, что в XV веке к ним с внутренней территории Крома пристроили второй захаб (сохранился, в отличие от Смердьего), и потому, что в стене захаба были устроены погреба – темницы.

Захаб, захабеннь (от простонародного «захапать») это устройство у крепостных ворот. Он являлся дополнительнымукреплением ворот и создавал серьезную преграду для пытавшегося ворваться внутрь неприятеля.

Высокие стены захаба напоминали глубокое ущелье, да еще имели поворот, заканчивавшийся воротами. Таким образом, ворвавшийся через первые ворота враг оказывался в ловушке. Ведь ему надо было штурмовать еще одни ворота, будучи стиснутым нешироким захабом, под обстрелом с двух сторон!

В XVII веке в башне над Великими воротами были установлены часы, отчего башню стали именовать еще Часовой.

Только растущий и активный город нуждается во вторых воротах в крепостной стене. Так было и в Пскове, причем история, связанная Великими воротами, имеет несколькоинтересных аспектов — от духовных до градостроительных.

«Официальной» причиной было прямое чудесное повеление: в 1192 году одному «богобоязненному мужу» во сне явился князь Всеволод-Гавриил и повелел перенести свои мощи из церкви Дмитрия Солунского у южной стены крепости (ныне Довмонтов город) в Троицкий собор Крома.

Князь Всеволод (в крещении Гавриил) — своеобразный символ обретения Псковом самостоятельности. Всеволод был первым псковским князем, избранным по воле самих псковичей (1137).

Уроженец Новгорода, Всеволод очень много сделал для своего родного города — воздвиг множество храмов, среди которых собор великомученика Георгия в Юрьевском монастыре и храм святого Иоанна Предтечи на Опоках, во время страшного голода истратил на спасение жителей всю казну, победоносно воевал за Новгород.

Причина его изгнания из Новгорода какая-то неубедительная: мол, новгородцы не простили ему временного княжения в Переяславле Южном и Вышгороде и неудачный поход на Суздаль.

Скорее всего, в истории с изгнанием есть более сложная политическая подоплека: Всеволод, внук Владимира Мономаха, племянник Юрия Долгорукого, — был волей-неволей вовлечен в высокую (и жестокую) политику своего времени.

Зато Всеволод, изгнанный новгородцами, в пику им был принят псковичами, стремившимися к независимости от Новгорода.

Всеволод княжил в Пскове не больше года (умер 11 февраля 1138 года), но оставил неизгладимый след в истории города. Именно при Всеволоде-Гаврииле был построен первый каменный храм во Имя Живоначальной Троицы, на месте деревянного, времен равноапостольной княгини Ольги.

Он же, Всеволод, стал первым псковским святым — у каждого уважающего себя города должен был быть собственный святой, а Всеволод идеально подходил на эту роль.

Он был канонизирован в 1193 году — через 55 лет после смерти.

За год до этого Всеволод явился во сне одному боголюбцу и сказал: «Объяви, чтобы тело мое перенесли в храм Святой Троицы. Там хочу возлечь. Господь Иисус Христос передал мне город Псков, чтобы я хранил его».

Что и было сделано: мощи были перенесены в придел Троицкого собора, а рядом с ракой поставили боевое оружие князя — щит и меч, имевший форму креста, с надписью по-латыни Honerem meum nemini dabo — «Чести моей никому не отдам», ставшей с тех пор девизом Пскова.

К слову, щит не сохранился, а меч Всеволода «фряжской работы» можно увидеть в Псковском музее-заповеднике (Поганкины палаты), хотя ученые утверждают, что он датируется никак не XII, а XV веком. Возможно, подлинный меч был утрачен раньше, и в XV веке пришлось сделать его замену.

Вот тут и вернемся к истории появления вторых ворот в крепостной стене. Летописцы утверждают, что рака с мощами не пожелала проходить через слишком узкие Смердьи ворота.

Странно — ворота-то были проездными. Тут усматривается иной аспект — градостроительный: в Пскове явно назрела необходимость в новых, больших парадных воротах. Даже название — Великие — говорит об их значительном размере. А освящены они были второй, удачной попыткой перенесения мощей Всеволода-Гавриила в Троицкий собор.

В 1424 году на Персях, рядом с Великими воротами, было сооружено еще одно знаковое строение: башня Колокольница, на которой висел «большой вечник», вечевой колокол, символ независимости псковской республики.

На Колокольнице, по всей видимости, находился и «малый вечник». Как известно, большой вечевой колокол был снят в 1510 году и отправлен в Москву — как знак присоединения Пскова к Москве.

С правой стороны находились складские и торговые помещения, совсем не украшающие дорогу. К тому же оставались скрытыми от взоров храмы у восточной стены Довмонтова города, зарытые по приказу Петра I при насыпке Рождественской батареи.

Южную крепостную стену Крома псковичи называли Персями, то есть грудью, надежно прикрывавшей центр города. Еще в VIII – IX веках здесь стояли деревянные стены на глиняном валу. Затем его обложили камнем: сначала изнутри, а в XIII веке – и снаружи.

С веками Перси сильно обветшали. Их реставрация велась по приказу императора Николая I. Проект составил известный придворный архитектор К.А. Тон, но работы растянулись на десятилетия. Лепные украшения ворот сделаны по рисункам архитектора Ф.П. Неструха во время ремонта Троицкого собора.

Выходя из Кремля, следует >обратить внимание на узкий проход между двумя параллельными каменными стенами. Такое оборонительное сооружение было распространено в псковских крепостях. Оно помогало уничтожить врага даже после пролома въездных ворот.

Западная сторона захаба одновременно была подпорной стеной земли севернее Персей. На ней в старину стояли постройки Архиерейского двора, о которых напоминает окошко над воротами.

В 1393 г. псковичи закладывают «перси у Крома, стену камену», строительство которых окончили в июле следующего года.

Великие ворота были разрушены в ХХ веке и в 1988 году восстановлены.

Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru