Дом Шпинка в Пскове

Назад

Дом Франца Августовича Шпинка

г. Псков, Октябрьский пр-т, 14

К дому Гессе на Сергиевской улице примыкало двухэтажное кирпичное неоштукатуренное здание прусского подданного Франца Августовича Шпинка.

Еще в начале 70-х годов XIX века большой участок на углу Сергиевской и Садовой (будущей Пушкинской) с полукаменным домом и деревянным флигелем приобрел его отец – колбасный мастер Август Иоганович Шпинк.

На фото: справа дом Шпинка, далее дом - Гессе. Дома слева не схранились (современная территория Детского парка)

Вначале XX века Франц Шпинк перестроил центральное угловое здание. Как всегда, верхние этажи сдавались под квартиры, а на первом разместились магазины и мастерские.

Угловое помещение в доме Шпинка занимала «Санкт-Петербургская булочная и кондитерская», принадлежавшая столичному ремесленнику Андреасу Шарфу. Продукцию он производил в собственной, находившейся здесь же пекарне.

К 1903 году Шпинку принадлежало еще одно трехэтажное здание с двухэтажной пристройкой по Пушкинской, а во дворе - двухэтажный каменный флигель и мастерская.

Колбасным производством в доме Шпинка занимался Вильгельм Крахт.

В октябре 1908 года Франц Шпинк скончался. Его потомки приняли русское подданство после начала первой мировой войны, в мае 1915 года.

На аэрофотосъемке 1943 года видно, что после войны 1941-1945 г.г. от дома ничего не осталось.

На фото: 1 - место расположения дома Шпинка, 2 - Детский парк (ранее жилой квартал), 3 - Октябрьская площадь, 4 - ул. Сергиевская (Октябрьский пр-т), 5 - ул. Пушкинская (ранее - Садовая), 6 - ул. Советская (ранее - Великолуцкая), 7 - церковь Василия на Горке, 8 - церковь Николы со Усохи, 9 - дом Гессе, 10 - Земский банк

Сейчас на этом месте стоит жилой дом №14 по Октябрьскому проспекту.

Историческая справка

Послевоенный восстановительный период в Пскове завершился к концу 1940-х годов.

С начала 1950-х годов в центральной части города на местах разобранных завалов началось активное строительство жилых и общественных зданий, возводимых на основе специально разработанных проектов.

Проект застройки участка на перекрестке ул. Пушкина и Октябрьского проспекта был выполнен в архитектурно-проектной мастерской при управлении Главного архитектора г. Пскова одним из первых. Автором его был псковский архитектор Ларкин А.А.

Октябрьский пр-т, 14. Дом жилой. 1953 г. Центральная часть 5-ти этажного объема дома. Общий вид. Фото октябрь 2007 г.

В первоначальном варианте проекта, датированном 1950 годом, здание представляло собой "Г"-образную в плане постройку со скошенным углом, обращенным в сторону перекрестка. Крылья его были ориентированы вдоль красной линии улицы Пушкина и Октябрьского проспекта.

Новое здание должно было связать два жилых дома довоенной постройки, создав сплошную линию застройки квартала.

Въезд на территорию просторного внутреннего двора устраивался через два сквозных проезда со стороны ул. Пушкина. В первом этаже здания предполагалось разместить ателье по пошиву одежды, столовую, парикмахерскую, помещения домоуправления и детский сад. Лишь незначительная часть помещений первого этажа предназначалась для жилья.

Композиция фасадов отличалось дробностью, неоправданной для здания подобного масштаба. Два широких междуэтажных пояса делили фасады по горизонтали на три части.

Октябрьский пр-т, 14. Дом жилой. 1953 г. Дворовый фасад 5-ти этажного объема дома. Центральная часть. Общий вид. Фото октябрь 2007 г.

Первый пояс располагался между 1 и 2 этажами, второй - между 4 и 5 этажами.

Плоскость стены в уровне 1-го этажа должна была обрабатываться ленточным рустом. Устройство балконов предусматривалось лишь в уровне 4-го этажа.

В качестве стилеобразующих были использованы художественно переработанные элементы архитектуры классицизма.

Впоследствии, при доработке проекта, решено было отодвинуть часть крыла, поставленного вдоль ул. Пушкинской, на 10 м вглубь дворовой территории и соединить его торцовый фасад с торцовым фасадом дома, расположенного на перекрестке ул. Ленина и ул. Пушкина (ул. Ленина, 11). При этом отодвинутый от красной линии ул. Пушкина корпус возводился в 4-е этажа и предназначался исключительно для жилья.

Проездные арки во двор были устроены по одной со стороны Октябрьского проспекта и ул. Пушкина.

Корректировке подвергся не только план, но и архитектурное решение фасадов здания. В выборе стилевого прототипа для оформления фасадов 5-ти этажного объема в окончательном варианте предпочтение было отдано архитектуре итальянского Возрождения. Причиной тому стало, по-видимому, желание связать фасад вновь строящегося здания с фасадом соседнего дома, возведенного в 1896 году в стиле неоренессанса по проекту псковского городского архитектора Нестурха Ф.П. (Октябрьский пр., 12).

Октябрьский пр-т, 14. Дом жилой. 1953 г. Фрагмент главного фасада 4-х этажного объема. Эркер. Фото октябрь 2007 г.

С целью придания зданию большей монументальности, были укрупнены горизонтальные членения его фасадов.

Появились дополнительные балконы и эркеры, усилившие пластику фасадов.

Строительство здания было завершено в 1953 году. Дом стал одной из первых и наиболее интересных построек архитектора Ларкина А.А. в городе и положил начало серии так называемых "ларкинских домов" в Пскове.

Одну из квартир в жилом корпусе на ул. Пушкина получила архитектор "Облпроекта" Эльза Павловна Штольцер. В 1954 году в ее квартире, превращенной на время в мастерскую, архитекторы Штольцер Э.П., Русинов В.И. и Миляускас А.И. в свободное время работали над проектом мавзолея Сталина. Из 1000 работ, представленных на конкурс, объявленный Союзом архитекторов, совместный проект группы псковских архитекторов вошел в число 100 лучших (была фотография в печати).

В 1968 году по семейным обстоятельствам Штольцер Э.П. вынуждена была покинуть Псков и ухать в Ленинград. Ее псковскую квартиру занял вернувшийся в город из Ленинграда архитектор-реставратор Ю.П. Спегальский. Однако, прожил он в ней недолго. Уже в начале 1969 года Ю.П. Спегальский умер.

Октябрьский пр-т, 14. Дом жилой. 1953 г. Генплан.

В 1986 году по инициативе его вдовы архитектора О.К. Аршакуни в квартире был открыт мемориальный музей, посвященный жизни и творчеству архитектора-реставратора.

В настоящее время музей-квартира Спегальского Ю.П. является филиалом Псковского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

В июне 1990 года на фасаде 5-ти этажного крыла здания, развернутого вдоль ул. Пушкина, была установлена мемориальная доска с горельефным портретным изображением Спегальского Ю.П. и текстом: "В этом доме жил и работал Юрий Павлович Спегальский (1909-1969), ученый и исследователь средневекового русского зодчества, архитектор - реставратор, художник". Автором доски был псковский художник Кириллов А.Д.

Октябрьский пр-т, 14. Дом жилой. 1953 г. Памятная доска на правом крыле главного фасада 5-ти этажного объема. Фото октябрь 2007 г.

Спегальский Юрий Павлович (1909-1969) Исследователь древнего зодчества Пскова, реставратор. Родился в Пскове. Окончил архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института.

Работал в отделе памятников Ленинградского областного исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся и в архитектурно-художественных мастерских.

В 1944 году Ю.П. Спегальский приехал в Псков и возглавил областную инспекцию по охране памятников.

В 1945-1946 годах создал проект планировки архитектурных заповедников в Пскове.

В 1946 году открыл организовал в городе реставрационные мастерские.

В 1948-1968 годах жил и работал в Ленинграде.

В 1951 году защитил кандидатскую диссертацию "Псков. Каменная жилая архитектура XVII века". Издал две монографии: " Псков. Художественные памятники" (1963) и "Псковские каменные жилые здания XVII века" (1963).

В 1968 году вернулся в Псков, где стал работать главным архитектором псковских реставрационных мастерских, осуществляя разработанный им "Перспективный план реставрации, восстановления и консервации памятников архитектуры города Пскова".

Похоронен на Мироносицком кладбище города Пскова.


Кириллов Алексей Дмитриевич (1938). Член Союза художников СССР с 1972 года.

В 1961 году окончил Ленинградское художественное училище им. В.А. Серова.

С 1954 года жил в Пскове. Работал в технике масляной живописи, акварели, пастели, в области монументально-декоративного искусства (чеканка).

В 1990-х годах эмигрировал в Германию.


В конце 1990-х - начале 2000-х годов квартиры 1-го этажа жилого 4-х этажного корпуса были выведены из жилого фонда, а помещения переоборудованы под торговые зала и офисы.

В разное время в здании размещались: магазин "Фиорд", салон-парикмахерская "Людмила", магазин "Время цветов", кафе "Снежинка", служба социологической и маркетинговой информации, муниципальное предприятие г. Пскова "Псковская коммерческая палата", музей-квартира Ю.П. Спегальского, магазин-салон "Мария", магазин "Кожгалантерея и комиссионный", муниципальное предприятие города Пскова "Северо-Западный центр социологии и маркетинга".

Дом находится на балансе МУМРа № 5 г. Пскова.


Основные архитектурные особенности

Дом располагается в историческом центре Пскова в квартале, ограниченном Октябрьским проспектом, улицей Пушкина и улицей Ленина.

Главные фасады здания ориентированы вдоль красной линии улицы Пушкина и Октябрьского проспекта.

Глухие торцовые фасады примыкают к дому № 12 по Октябрьскому проспекту и дому № 11 по улице Ленина.

Фрагмент центральной части главного фасада. Портал парадного входа. Фото октябрь 2007 г.

Дом каменный, ломанный в плане, состоящий из 5-ти этажного и 4-х этажного объемов. Под всем зданием имеется подвал. Над 5-ти этажной частью со стороны дворового фасада возвышается двухъярусный объем смотровой вышки. Крыша над 5-ти этажным объемом вальмовая, над 4-х этажным - двухскатная, над вышкой - плоская..

Композиция главного фасада 5-ти этажного объема близка к симметричной, складывается из трех частей: центральной, обращенной в сторону перекрестка и двух одинаковых боковых крыльев, ориентированных вдоль Октябрьского проспекта и улицы Пушкина.

Центральная часть фасада решена в 7 осей.

Парадный вход оформлен в виде мощного стилизованного портика, четыре пилона которого охватывают фасад на уровне 2-х первых этажей. Пространство между пилонами по бокам от центральной оси в уровне 2-го этажа решено в виде неглубоких лоджий с ограждениями из литых бетонных балясин.

Центральная ось, на которой расположен парадный вход в здание, в уровне двух верхних этажей выделена объемами балконов, габариты которых превышают габариты остальных балконов дома.

Балконы центральной оси объединяют попарно узкие одностворные оконные проемы и балконные двери. В уровне 3-го этажа балконные двери заменены одностворными окнами.

Фрагмент центральной части главного фасада 5-ти этажного объема. Фото октябрь 2007 г.

В уровне 5-го этажа балконы меньших размеров располагаются также на 2-й и 6-й осях центральной части фасада.

Все балконы дома выполнены из бетонных литых элементов. Площадки с профилированным краем опираются на мощные кронштейны. Балконные ограждения из фигурных литых балясин. По углам установлены прямоугольные в сечении столбики, поддерживающие широкие поручни балкона.

Все оконные проемы центральной части 5-ти этажного объема в уровне 1-го этажа решены как витринные, имеют лучковое завершение и оформление в виде веерного замка. При этом витринные окна по бокам от центрального входа, несколько уже, чем окна, расположенные за пределами портика.

Фрагмент левого крыла главного фасада 5-ти этажного объема. Центральная часть в уровне 3-5 этажей. Фото октябрь 2007 г.

Оконные проемы жилой части, исключая арочные окна 5-го этажа, имеют прямоугольную форму. Оформление окон в пределах каждого из этажей одинаково. В оформлении окон 2-го этажа использованы подоконные полочки, поддерживаемые кронштейнами в форме валют.

Оконные проемы 3-го этажа имеют рамочные профилированные наличники и фигурные сандрики в форме лучкового фронтона.

Окна 4-го этажа оформлены рамочными профилированными наличниками и профилированными подоконными полочками. Оконные и дверные проемы 5-го этажа имеют арочные завершения, декорированы рустовкой, и профилированные подоконные полочки.

Фасад крыла, ориентированный вдоль Октябрьского проспекта, решен в 9 осей. В уровне 4-х жилых этажей его композиция центрально - симметрична. На 3-й, 5-й и 7-й осях в уровне двух верхних этажей расположены балконы. В уровне 2-го этажа балконы заменила их имитация, выполненная с использованием накладных балясин. Характер оформления оконных проемов жилой части такой же, как и в центре фасада.

Фрагмент левого крыла главного фасада 5-ти этажного объема. Окно 3-го этажа. Фото октябрь 2007 г.

Симметрия в композиции крыла, ориентированного вдоль Октябрьского проспекта, нарушена в уровне 1-го этажа.

На крайней оси слева у глухой торцовой стены находится арка сквозного проезда. В проеме арки со стороны уличного фасада установлены ажурные 2-х створные ворота из сварного металлического прута.

На 3-й и 8-й осях располагаются входы в здание. В центральной части фасада на 4-6-й осях расположены три широких витринных окна.

Фрагмент левого крыла главного фасада. Проездная арка со стороны Октябрьского проспекта. Фото октябрь 2007 г.

Два узких витринных окна расположены по бокам от правой двери фасада.

Все витринные окна и дверные проемы 1-го этажа, включая проем проездной арки, имеют лучковое завершение и оформление в виде веерного замка.

Оконный проем справа от проездной арки повторяет габариты окон 2-го этажа.

В его оформлении использована профилированная подоконная полочка, подоконное пространство оформлено профилированной филенкой.

Композиция фасада правого крыла 5-ти этажного объема, развернутого вдоль ул. Пушкина, с небольшими изменениями повторяет композицию левого крыла.

Фрагмент главного фасада 4-х этажного объема. Окно 2-го этажа под эркером. Фото октябрь 2007 г.

Фасад правого крыла решен в 8 осей. Вместо 9-й оси оставлено глухое пространство стены, декорированное в уровне 2-го этажа литой бетонной панелью квадратной формы с барельефом с использованием советской символики.

Также как и на левом крыле, в центре фасада правого крыла на 4-6-й осях в уровне 1-го этажа расположены широкие витринные окна.

Размещение остальных оконных и дверных проемов 1-го этажа отличается от их расположения в левом крыле здания: узкий витринный проем находится на 1-й оси слева, на 2-й и 3-й осях располагаются дверные проемы, на 7-й и 8-й осях находятся два окна, габариты которых соответствуют габаритам большинства окон жилого этажа. Характер оформления оконных и дверных проемов правого крыла такой ж, как на левом крыле здания.

Левое крыло 5-ти этажного объема дома. Общий вид. Фото октябрь 2007 г.

Горизонтальные элементы, играющие важную роль в композиции фасада, представлены низким штукатурным цоколем, широким междуэтажным поясом, состоящим из гладкого фриза и профилированного междуэтажного карниза и профилированного венчающего карниза небольшого выноса, который поддерживают кронштейны, декорированные стилизованными листьями аканта.

Горизонтальная составляющая в композиции фасада усилена за счет обработки плоскости стены в уровне двух нижних этажей цементной штукатуркой и ленточным рустом под "шубу".

Плоскость стены в уровне 3-5 этажей оштукатурена краской охристых тонов, элементы декора выделены побелкой, углы фасада декорированы рустом.

Горизонтальные элементы композиции, использованные в уровне двух первых этажей 5-ти этажного объема здания, нашли свое продолжение в композиции 4-х этажного корпуса, объединив оба объема (5-ти и 4-х этажный) в единое композиционное целое.

Композиция главного уличного фасада 4-х этажного объема близка к симметричной. Симметрию нарушает широкий проем сквозного проезда справа у глухой стены торцового фасада.

Главный фасад 4-х этажного объема дома. Общий вид. Фото октябрь 2007 г.

Металлическая решетка, преграждающая въезд на территорию двора, такая же, как на воротах проездной арки со стороны Октябрьского проспекта.

Центральную часть фасада по 4-й, 7-й, 10-й и 13-й осям в уровне двух верхних этажей разбивают трехгранные эркеры, завершенные балюстрадой, расположенной над профилированным венчающим карнизом. Плоскость стены эркера между окнами 3-го и 4-го этажей оформлена прямоугольными профилированными филенками.

Оконные проемы 2-го этажа, расположенные под эркерами, имеют сложное обрамление. Широкий рамочный наличник по обе стороны от окна декорирован рельефными литыми вставками с изображением гирлянды из листьев лавра. Подоконная полочка поддерживается сдвоенными кронштейнами в форме стилизованных валют. Подоконное пространство между кронштейнами оформлено профилированной горизонтальной филенкой.

Фрагмент центральной части главного фасада 5-ти этажного объема. Венчающий карниз. Фото октябрь 2007 г.

Характер оформления остальных оконных проемов такой же, как на фасадах 5-ти этажной части здания. Исключение составляют окна 3-го этажа, в которых лучковые сандрики заменены сандриками в виде полочки, поддерживаемой кронштейном в форме стилизованной валюты.

В простенках между окнами 2-го этажа вмонтированы четыре одинаковых литых бетонных барельефа, рисунок которых, несмотря на близость тематики, отличается от рисунка барельефа, расположенного на правом крыле 5-ти этажного объема здания.

Композиция дворового фасада складывается из композиции фасадов 4-х этажного и 5-ти этажного объемов, объединенных в единое целое широкой междуэтажной тягой. Рисунок междуэтажной тяги такой же, как на уличных фасадах здания.

Дворовый фасад 4-х этажного объема дома. Общий вид. Фото октябрь 2007 г.

Композицию дворового фасада завершает профилированный венчающий карниз, рисунок которого повторяет рисунок венчающего карниза уличного фасада 4-х этажного объема здания.

Ритм оконных проемов дворового фасада ровный, нарушаемый лишь окнами лестничных клеток, смещенных по горизонтали по отношению к окнам жилых помещений здания.

На оси лестничкой клетки левого крыла 5-ти этажного объема размещена двухъярусная смотровая вышка. Справа от этой оси в уровне 1-го этажа расположены два широких витринных окна с лучковым завершением.

Все оконные проемы дворового фасада оформлены плоскими рамочными наличниками. Основная плоскость стены фасада оштукатурена цементной штукатуркой. Элементы декора - наличники, карниз, междуэтажная тяга - выделены побелкой.

Фрагмент дворового фасалда. Смотровая башня. Общий вид. Фото октябрь 2007 г.

Сложное объемно-пространственное решение дома сказалось на его планировочной композиции (не всегда связанной с композицией фасадов здания). К шестигранной в плане центральной секции 5-ти этажного объема с двух сторон примыкают одинаковых прямоугольных секции.

Две лестничные клетки расположены по бокам центральной секции, еще по одной лестничной клетке находятся в боковых секциях. На каждую лестничную площадку центральной секции выходят двери двух 2-х комнатных и одной 3-х комнатной квартиры. В боковых секциях размещаются только 2-х комнатные квартиры.

Четырехэтажное крыло здания имеет 3 подъезда. На каждую лестничную площадку так же, как и в 5-ти этажном объеме, выходят двери трех квартир.

Фрагмент интерьера лестничной клетки. Ограждение. Фото октябрь 2007 г.

В подъезде, расположенном около проездной арки, размещены две 3-х комнатные и одна 2-х комнатная квартиры, в двух других подъездах - все квартиры 2-х комнатные.

Окна лестничных клеток всех секций обращены в сторону двора. Лестницы двухмаршевые с железобетонными сборными ступенями по металлическим открытым косоурам.

Лестничные ограждения из металлических сварных прутьев с деревянными точеными поручнями. В интерьере сохраняются немногочисленные деревянные филенчатые двери.

Потолки жилых помещений украшают лепные профилированные тяги.

В оформлении интерьера коридоров квартир, расположенных вдоль лестничных маршей, использован мотив арки.

Барельеф на главном фасаде 4-х этажного объема. Фото октябрь 2007 г.

Планировка 2-5 жилых этажей одинакова. Планировка 1-го этажа 5-ти этажного объема подчинена функциональному назначению расположенных в нем помещений. Подвалы здания частично заняты складскими помещениями магазинов, частично - кладовыми жильцов.

Высота помещений: подвала - 2,2 м; 1-го этажа центральной части 5-ти этажного объема- 3,27 м, боковых крыльев - 2,9 м, 4-х этажного объема - 2, 72 м.; 2-го и 3-го этажей - 2,92 м; 4-го этажа - 3, 0 м; 5-го этажа - 2, 97 м.; смотровой вышки - 1-й ярус - 4,75 м, 2-й ярус - 2,2 м. Фундаменты - бутобетонные; стены - кирпичные; перегородки - дощатые; крыша - деревянные стропила; кровля- шифер; полы - дощатые; окна - 2-х створные; двери - филенчатые, железные. Общие габариты в плане: 4-х этажный объем - 55,7 м х 14 ,2 м 5-ти этажный объем - (30,2 м + 23,9 м + 30,2 м) х 13,7 м.


Общие сведения

Имеет важное градостроительное значение, фиксируя перекресток Октябрьского проспекта и улицы Пушкинской.

Яркий образец ретроспективного направления в архитектуре Пскова конца 1940-х 1950-х годов.

Одна из лучших работ архитектора А.А. Ларкина в Пскове.


Предметы особой охраны

1.Сложная объемно-пространственная композиция здания, состоящего из ломанного в плане 5-этажного объема и примыкающего к нему прямоугольного в плане 4-х этажного объема.

2. Композиция уличных фасадов (симметрия; четко выраженные горизонтальные членения; габариты и ритм оконных проемов, балконов, эркеров; габариты проездных арок).

3. Декор фасадов (рустовка, профилированные рамочные наличники, подоконные полочки, кронштейны, профилированные филенки, междуэтажные тяги, венчающий карниз, мотив веерного замка, литые барельефы).

4. Планировка здания в пределах капитальных стен.

5. Материалы и конструкции фундаментов и несущих стен.

Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru