Церковь Успения с Парома, со звонницей

Назад

Церковь Успения с Парома, со звонницей

г. Псков, Рижский пр-кт., д. 3

Историческая справка

Икона Успения посвящена двунадесятому (одному из двенадцати) празднику Успения Пресвятой Богородицы.

После Вознесения Христа Божия Матерь оставалась на попечении апостола Иоанна. Часто Она приходила помолиться ко Святому Гробу Господню.

Иконостас Успение. Псков, первая четверть XIV в.

В одно из таких посещений Голгофы во время молитвы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о скором Её переселении из жизни земной в жизнь вечную.

С радостью восприняла Богородица весть о скорой встрече со Своим Сыном и попросила, чтобы Господь собрал к Её кончине апостолов, проповедовавших в это время Евангелие в разных концах мира.

И Христос, действительно, чудесным образом собрал апостолов ко одру, на котором возлежала готовящаяся отойти в мир иной Богородица.

И вот все увидели, как в сиянии божественного света сошёл Христос, окружённый множеством Сил Небесных, и Пресвятая Богородица предала душу в Его руки.

Пресвятая Дева была похоронена в Гефсимании. Предание рассказывает о многих чудесах, сопровождавших погребение Пресвятой Богородицы.


Первое упоминание в летописях о церкви имеется под 1444 г. "В лето 6952 поставиша две церкви, едину в Бродах Богоявление, а другую на Завеличье Оуспение святеи богородицы..." и освящена 26 октября. Место для постройки выбрали не случайно.

Оно было самым посещаемым на Завеличье. Сюда наводился плавучий мост и приставал паром, за что эта часть называлась Пароменьем, а церковь – Пароменской. Тогда на Завеличье располагалось десять монастырей, и Только Успенская церковь была приходской (не считая отдаленной Бутырской).

Значит здесь уже сложился посад – устойчивое поселение горожан, хотя и незащищенное крепостной стеной.

Псковский летописец не сообщил, из какого материала построили церковь в 1444 году. Вероятно она была деревянной, и поэтому уже через 77 лет весной 7029 (1521) года вместо нее на том же месте поставили и подвели под крышу новую каменную церковь.

Под 1521 г. снова сообщается о церкви "Соуспения святыя Богородицы на Завеличье", причем впервые говорится о том, что церковь была "каменной".

И вдруг в четверг, во врем религиозного праздника, когда народ ушел на скудельницу (кладбище), во дворе попа Якова, где стояла колокольница, вспыхнул пожар, так что не успели снять колокола и у одного из них отпаялись уши.

К счастью еще не освященный храм «бог ублюде». Только в день престольного праздника всех Успенских церквей «стекошася весь град на священие...». В документах XVI-XVII в.в. церковь неоднократно упоминается: по некоторым сведениям, уже с XVI в. она была соборной церковью.

Первое описание церкви относится к 1764 году, когда по указу святейшего Синода производилась опись церквей и их вотчин. Она значится: "...соборной Успенской, стоящей за городом Псковом на Завеличье над Великой рекою, церковь каменная с двумя приделами каменными же, крыты тесом.

Большой сложный архитектурный ансамбль Пароменской церкви свидетельствует о мастерстве псковских зодчих. Левее главного холодного Успенского собора построили теплый предел во время Собора Божьей Матери, праздновавшегося 26 декабря, на второй день после рождения ее сына.

Справа устроили два холодных предела: во имя Рождества Богородицы и преподобного Нила Столбенского. Кроме того храм имел глубокие подвалы со сводчатыми потолками.

Над церквами три главы обитые жестью, над соборною большая с медный позлащеным крестом, над придельными главы маленькие, с деревянными крестами, обитыми жестью.

Монументальную звонницу с пятью пролетами поставили отдельно, возле храма, на полати и с подклетом, разместив в них кладовые и погреба. В 1960-1980-х годах в звоннице располагались мастерская и кузница известного псковского архитектора-реставратора Всеволода Смирнова.

В то время в церкви было богатое внутреннее убранство, насыщенное произведениями станковой древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства. Так в главной и придельных церквах ("собора Богородицы" и "Рождества Богородицы") были деревянные резные позлащеные иконостасы с иконами в том числе и весьма древнего письма.

Завершение иконостаса церкви Успения Пароменской.

(В то время в церкви было три престола). По штатам 1764 г. церковь стала приходской. В клировых ведомостях XIX в. церковь неоднократно упоминается, как каменная, твердая, с таковою же колокольней, но престолов в ней стало - 4: (по правую сторону первый придел во имя Рождества Богородицы, а второй новый во имя Нила Столбенского).

Н.Ф. Окулич-Казарин, Ю.П. Спегальский отмечают: южные приделы с притвороами и папертью, северный придел с папертью были сооружены в XVII в. взамен древних приделов.

Тогда же были переделаны боковые своды западного притвора. Из десяти монастырей Завеличья в XIX веке действующими оставались только два: Мирожский и Ивановский. Храмы еще четырех монастырей стали приходскими церквями (Мироносицкая, Клименто-Петровская, Никольские от Кожи и от Каменной ограды).

Киот из Пароменской церкви. XVII век

Таким образом, Пароменская церковь перестала быть единственной приходской. В 1909 году приписинными к ней считались всего лишь 270 прихожан. И они заботились не только о благолепии самого храма, но и благоустройстве территории.

В 1883 году священник Павел Цветков и церковный Староста Николай Монастырский устроили здесь сквер, а также посадили деревья на набережную (частично сохранившиеся).

В Паромо-Успенской церкви хранились многие исторические реликвии: панагия, подаренная Иваном Грозным 25 сентября 1578 года при возвращении из Ливонского похода; серебряный ковш, которым Петр I наградил в 1702 году псковича Абросима Михеева за прирост таиоженных сборов; серебряная лампада, внесенная 25 февраля 1803 года «в молитвенный храм святой Ольги на берегу Великой, против Кафедрального собора».

Очевидно, речь идет о лампаде для Ольгинской часовни, приписанной к Успенской церкви. В конце XVII-XVIII в. многоскатная кровля была заменена на четырехскатную. Луковичная глава - на не существующую главу с перехватом.

Кровля звонницы с мощным многообломным карнизом устроена взамен пощипцовой (с двумя скатами над каждым пролетом). Крыльцо у проема западного притвора сооружено в XIX в. Во время Великой Отечественной войны была сбита глава, сильно повреждены кровли четверика и приделов с притворами.

Реставрация памятника осуществлялась в 1949-1951 г.г. Автор Э.П. Штольцер. По сохранившимся кружалам главы существовавшей с XVIII в. была восстановлена глава, отремонтированы кровли. Проект реставрации и консервации церкви, купола, смета на восстановление кровли купола находятся в ГАПО.

Во время гонения против верующих, церковь была закрыта (1938 г.) и вновь возвращена православным верующим лишь в 1994 г. При передачи Епархии Пароменской церкви в 1994 году прежде всего отремонтировали ее северный предел, переименовав в Ольгинский.

Основные архитектурные особенности

Церковь Успения с Парома - четырехстолпный, трехапсидный храм с основныыми конструкциями - повышенными подпружными арками. К четверику кубической формы с юга, запада и севера примыкают притворы и галереи паперти.

С юга и севера придельные церкви. К юго-западу близ церкви поставлена прямоугольная в плане, пятипролетная (шестистолпная) звонница. Фасады четверика расчленены на 3 части четырьмя лопатками, соединяющимися между собой двух и трехлопастными ползучими арочками.

Барабан декорирован аркатурным карнизом и под ним декоративным традиционным геометрическим орнаментом, состоящим из прямоугольных впадинок-поребриков и между ними двумя рядами треугольных впадинок (бегунцом).

Восемь оконных проемов барабана имеют фронтончатые сандрики. Карниз четверика, сооруженный в XIX в. деревянный многообломный. Полуцилиндры апсид декорированы геометрическими орнаментами теми же, что и барабан. Карнизы апсид поздние деревянные многообломные. Валиковые лопастные разводы центральной апсиды местами оббиты.

Придельные церковки (с юга две и с севера одна) имеют декоративные барабаны с главами той же формы, что и глава четверика (главы с перехватами). На западном фасаде притвора, в западном и южном притворах каменные керамиды (надгробные плиты) XVII в.

Основные размеры: Четверик: ширина 16 м., длина 20 м, высота 15 м, с главою и барабаном около 40 м. Общие размеры: ширина 36 м, длина 34 м. К юго-западу близ церкви стоит пятипролетная (шестистолпная) звонница.


План церкви. Обмер Б.С. Скобельцына. 1973 г. Звонница. План 1 этажа. Звонница. План подвала.

В плане прямоугольная своим восточным более вытянутым фасадом со столбами она стоит параллельно р. Великой. Звонница имеет два яруса. Первый состоит из двух помещений перекрытых коробовыми сводами, во втором ярусе перекрытие плоское.

В восточной стене к звону идет лестничный всход с выходом на крышу. Габариты памятника - 15 х 12, высота примерно 15 м. Материал памятника - известковая плита. Церковь и звонница обмазаны и побелены.

Общие сведения

Церковь Успения с Парома со звонницей относится к периоду расцвета псковской школы зодчества. Несмотря на переделки притворов, галерей и придельных церковок, она не утратила своего художественного значения.

Отдельно стоящая мощная звонница, - когда-то широко распространенный прием среди культовых построек, - до наших дней сохранились всегов двух церквах: Успения с Парома и Георгия великомученника в Сенно.


Главный вход в храм

Удачная постановка памятника на левом берегу реки Великой также, как и ансамбль Мирожского монастыря, церкви Климента папы Римского и собор Иоанна Предтечи, увязывала весь район Завеличья с центром города, создавая единую планировочную композицию.

Отличительной особенностью храма является голубь, сидящий на перекладине главного креста храма. Согласно легенде, “пока голубь восседает на церкви Успения – благодать Святого Духа не отойдет от Пскова”.

Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru