Церковь Николы от каменной ограды
(Каменноградского)

Назад

Церковь Николы от каменной ограды (Каменноградского)

г. Псков, улица Розы Люксембург, д. 17

Историческая справка

Согласно житию, святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству.

Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан в Патаре, Ликия, где и получил начальное образование. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа.

Дядя его, епископ Николай Патарский, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности.

Образ Святителя Николая Чудотворца

Святитель Николай известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. Также он известен своими молитвами за моряков и других путешественников. Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение.

В католической традиции распространена легенда о том, как святитель Николай помог трём девушкам, отец которых, не имея возможности собрать приданое, планировал извлекать доход из их красоты. Узнав об этом, Николай решил помочь девицам.

Будучи скромным (или желая избавить их от унижения принятия помощи от постороннего), он тайком пробрался в их дом и оставил кошелёк с приданым для старшей дочери. То же самое для средней дочери он проделал на следующий год (по другой версии, на следующий день).

Поняв, что кто-то взялся помогать его дочерям, отец решил отблагодарить благодетеля, и для этого, дождавшись дня следующего визита, спрятался в комнате дочерей. По одной версии, Николай попался, но отказался принимать благодарность, заявляя, что отец должен благодарить только Бога.

По другой версии, Николай узнал о плане бедняка и бросил своё пожертвование в дымоход, где оно в конечном итоге оказалось в носке младшей дочери, сушившемся над огнём.

Именно эта легенда переродилась в фольклор о Санта Клаусе и подарке в носке.

Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.


Никольский каменноградский монастырь впервые упоминается в грамоте XIV-ХV вв. расположенным "...на Изборской улице". В летописях о нем записано под 1453 г. В документах ХVI в. монастырь значится на Рижской дороге и называется "каменная ограда".

В древности Завеличье не имело никаких крепостных сооружений и монастырь этот, находясь у большой дороги на подступах к Пскову, видимо, претерпел немало бедствий и разрушений от "литовского разорения" и от шведов в начале XVII в.

В 1682 г. предпринимались попытки его восстановить на средства псковского посадского человека Василия Колягина. В 1745 году за монастырем значилось 32 приходских двора. По описи 1753 года церковь значится каменной, крытой тесом с дощатой главой, обитой чешуею, с притвором. На каменной колокольне висело четыре небольших медных колокола.

Четырехъярусный (в тяблях) иконостас имел иконы и древнего письма. Церковь описывается "обветшавшей". В 1764 г. Николоградский монастырь был упразднен, а церковь превращена в приходскую.

Вид с северо-восточной стороны. Фото Б. Скобельцына. 1973 г.

С 1786 г. ее приписали к Паромоуспенской церкви. В клировых ведомостях нач. XIX в. церковь упоминается ветхой и поврежденной, в это время, видимо, была сооружена деревянная колокольня, которая в 1817 г. упоминается уже несколько покривившейся. С 1830-х годов церковь не имела колокольни.

В 1888 г. после ремонта на церковной паперти были повешены два небольших колокола. В первые годы советской власти, когда многие памятники архитектуры были взяты под охрану государством, выделялись средства и на ремонт Николоградской церкви.

Южный фасад. Фото Б. Скобельцына. 1973 г.

До Великой Отечественной войны она использовалась под склад. В ХIХ в. сооружен деревянный притвор, 8-скатная кровля переделана на четырехскатную, в 1830-е годы была разобрана деревянная колокольня.

Растесаны оконные проемы северной и южной стен, в апсиде древние щелевые проемы заложены плитой, а центральный проем растесан и заложен.

В годы Великой Отечественной войны церковь получила частичные повреждения кровли, стен, наружной и внутренней отделки.

Решением облисполкома от 18 марта 1950 года церковь Святителя и Чудотворца Николая передана общине старообрядцев-поморцев.

Основные архитектурные особенности

Безстолпный, одноапсидный храм с одним световым барабаном и главою. К четверику, почти квадратному в плане, с запада примыкает притвор, с востока полуцилиндр апсиды. Под четвериком и притвором подцерковье, состоящее из двух помещений, перекрытых коробовыми сводами.

Церковь Николы Каменноградского — один из первых бесстолпных псковских храмов с простыми ступенчатыми сводами. Колокольни у церкви не было, два небольших колокола висели на церковной паперти.


План церкви. Обмер В. Гудкова. 1962 г. План подклета. Обмер В. Гудкова. 1962 г.

Вход в подцерковье в северной части апсиды с наружной стороны. Четверик перекрыт взаимноперпендикулярными сводами, апсида полусферическим сводом, притвор имеет плоское перекрытие.

Фасады церкви членятся лопатками на три части, соединенными вверху двумя лопастными арочками, на барабане скромный геометрический узор, состоящий из рядов поребрика и бегунца.

На барабане сохранились древние щелевые оконные проемы. Церковь выложена из известнякового камня на известковом растворе, обмазана и побелена. Основные габариты: притвор 5.4 х 4.1; четверик 5.3 х 5.8.

Общие сведения

Церковь Николы от "каменных оград" относится к когда-то распространенному в Пскове типу безстолпных небольших церковок. До наших дней сохранилось всего несколько подобных памятников. Этот памятник сохранился до наших дней с незначительными переделками - отсюда вытекает его особое историко-художественное значение.

Предметы особой охраны

Иконы:

1. Георгий Победоносец, XVI в.

2. Николай Чудотворец в кресчатой ризе. XVI-XVII вв.

3. Пребодобный Дмитрий, с житием, XVII в.

4. Василий Великий, XVI в.

5. Спас оплечный, XVI в.

6. Сошествие во ад, XVI в.

7. Спас, Рублевский перевод, XV в.

8. Сошествие во ад. Врезок. XV в. Старообрядческие литые кресты XIX в.


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru