Церковь Жен Мироносиц со скудельниц

Назад


Церковь Жен Мироносиц со скудельниц

г. Псков, ул. Коммунальная, д. 13

Историческая справка

Жёны-мироносицы — женщины, пришедшие утром в первый день после субботы ко Гробу воскресшего Иисуса Христа, с ароматами и благовониями (миром) для ритуального умащения тела.

Священное Предание Церкви говорит также о Марии и Марфе, Марии Клеоповой и Сусанне. Эти женщины вошли в гимнографию и литургические тексты под общим именованием жен-мироносиц.

Женщины, идя ко гробу, рассуждают, «кто отвалит камень от гроба». Перед их приходом, вследствие схождения Ангела, случается землетрясение, которое отвалило камень и повергло стражу в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее.

Евангелие от Иоанна, как самое позднее, особо подчёркивает, что Мария Магдалина пришла ко гробу первой, — «во едину от суббот Мария Магдалина прииде заутра, еще сущей тьме…».

Семь жен-мироносиц (икона, н. XIX века)

Возвращаясь к апостолам Петру и Иоанну, она говорит: «не знаем, где положили Его» (в синодальном переводе во множественном числе, то есть шла она не одна).

После того как ушли апостолы Пётр и Иоанн, у гроба осталась Мария Магдалина. Она думала, что тело похитили и плакала. В это время ей явился Христос, которого она приняла сперва за садовника. Он говорит ей, чтоб она не прикасалась к нему, пока он не восшёл к отцу, и просит её сообщить ученикам о его воскресении.

Затем, согласно Матфею, Мария, возвращаясь с благовестием к ученикам, встречает вторую Марию, и Христос является второй раз, повелевая вновь сообщить о воскресении всем ученикам. Апостолы же, услышав о воскресении Иисуса, не поверили. По церковному Преданию первой Иисус явился не Магдалине, а своей матери — Марии. В Евангелии от Матфея Иисус явился сразу всем жёнам-мироносицам.


"В лета 7045-го (1537) поставиша церков деревяную на скудельницах святых Жен Мироносиц." "...В лето 7054. Поставиша церковь каменную на Еванском лугу, на Завеличье, а другую церковь святых Жен Мироносиц на скудельницах". Место это издревле называлось "скудельницами", т. е. местами погребения умерших во время моровых поветрий. Ныне это кладбищенская церковь.

Клировые ведомости добавляют, что построена каменная церковь иждивением Московского митрополита Макария (до 19 марта 1542 г.) бывшего митрополита Псковского и Новгородского, и указывают на существование в ней двух престолов.

Около 1844 г. вокруг кладбища построена каменная ограда на средства церковного старосты мещанина Ивана Клементьева.

В 1848 г. пристроен северный теплый придел во имя Пророка Ильи Псковским купцом Евфимием Алексеевым Хиловским. Им же и тогда же в этом приделе деревянные полы сменены каменными.

В 1878 г. южный придел переделывался. В 1881 г. над воротами ограды была сооружена каменная колокольня. В 1885 г. в южном приделе деревянные полы заменены на каменные.

После Октябрьской революции церковь была закрыта. Ее здание использовалось в качестве складских помещений и гаража и оставалось заброшенным и полуразрушенным до конца 80-х годов.

Церковь св. Жен Мироносиц была одним из первых вновь открытых храмов в первые годы перестройки при активном участии протоиерея Павла Адельгейма. Его трудами постепенно жизнь и молитва вернулись в храм.

Биография отца Павла Адельгейма

Мой дед Адельгейм Павел Бернардович, 1878 г.р., из русских немцев, получил образование в Бельгии, владел имением Глуховцы и Турбаново под Киевом, построил каолиновый, сахарный и конный заводы. После революции имения и заводы национализировали, а деда пригласили в Винницу, он построил там каолиновый завод и был его директором до 1938 года.

Арестован и расстрелян в Киеве 29 апреля 1938 года. Реабилитирован 16 мая 1989 года. Отец Адельгейм Анатолий Павлович, 1911 г.р., — артист, поэт. Расстрелян 26 сентября 1942 года. Реабилитирован 17 октября 1962 года.

Другой дед, Пылаев Никанор Григорьевич, — полковник царской армии. Судьба после революции неизвестна. Мать Пылаева Татьяна Никаноровна, 1912 г. р., арестована и осуждена в 1946 году, из мест заключения сослана в п. Ак-Тау Казахской ССР. Реабилитирована в 1962 г.

Родился я 1 августа 1938 года. После того как мать арестовали, жил в детдоме, затем вместе с матерью находился на принудительном поселении в Казахстане, позднее был послушником Киево-Печерской лавры. Оттуда в 1956 г. поступил в Киевскую Духовную семинарию.

Исключен игуменом Филаретом Денисенко по политическим мотивам в 1959 году и рукоположен архиепископом Ермогеном Голубевым во дьякона для Ташкентского кафедрального собора. Закончил Московскую Духовную академию, назначен в г. Каган Узбекской ССР священником в 1964 году.

В 1969 году построил новый храм, арестован, осужден по ст. 190 (клевета на Советскую власть), приговорен к трем годам лишения свободы. В 1971 году в связи с волнениями в ИТУ п. Кызыл-Тепа потерял правую ногу.

Освободился из заключения инвалидом в 1972 году. Служил в Фергане и Красноводске. С 1976 года служу в Псковской епархии. Женат, трое детей, шесть внуков. Один из двух моих приходов в г. Пскове называется храм Святых Жен Мироносиц. С 1992 года при храме открыта приходская общеобразовательная православная школа регентов.

Другой мой приход во имя св. Апостола Матфея находится в деревне Писковичи. При храме Святого Апостола Матфея с 1993 года существует приют для сирот-инвалидов.

Основные архитектурные особенности

Церковь Жен Мироносиц со Скудельниц - крестовокупольный, четырехстолпный, трехапсидный храм. Основные конструкции - своды без подпружных арок. Конструкции перекрытий в сравнении с другими псковскими церквями упрощены. Западные столбы круглые до верха, восточные скурглены к востоку.

В южной, западной и северной стенах четверика по одному дверному и оконному проемам. Северный дверной проем заложен. Западный и южный сохранили древние металлические двухпольные двери. Северный придел с плоским перекрытием.

Западный фасад. Фото 1963 г. Скобельцын Б.С.

В южном приделе (с переделанной галерей) сохранились сомкнутые своды и под кровлей основание древнего барабана с остатками оконных проемов и горшками в кладке. Южная галерея перекрыта бревенчатым накатом.

Западная галерея крыльца и лестница с плоскими перекрытиями сооружены в XX в. Фасады четверика декорированы четырьмя лопатками, позднее четырехскатное покрытие сменило, очевидно, позакомарное, т.к. сохранились основания арочек соединяющих между собой лопатки.

План церкви. Обмер Трухин, Блохин, Иванов. 1965 г.

Барабан гладкий, без декора: видимо, последний сбит или заштукатурен, оконные проемы барабана заложены, но следы их видны изнутри. Глава полусферическая с надстроенной шарообразной главкой.

Апсиды четверика декорированы геометрическим орнаментом и валиковыми разводами. На апсиде южного придела в стене под оконным проемом закладной каменный крест.

Под четвериком и южным приделом сохранился древний подклет. Дверной проем, ведущий к сходу в подцерковье в западной стене притвора. Подцерковье четверика не имеет апсид, оконные проемы в западной и северных стенах заложены.

Материал известняковая плита. Памятник обмазан и побелен. Габариты: 18 х 16 м (Ширина с северным приделом 22 м.) Двухъярусная надвратная колокольня с пристроенными сторонами обветшала.

Общие сведения

Церковь Жен Мироносиц со Скудельниц относится к периоду расцвета псковской школы зодчества. Этот храм имеет ряд особенностей, отличающих его от других церквей: упрощенная система перекрытия храма и подцерковье четверика не имеющее апсид.


Фото: 2005 год

В планировочной структуре города также как и церковь Николы от Каменных оград, церковь Жен Мироносиц определила границу города с запада.


Назад    Вверх страницы






Рейтинг@Mail.ru