Монастырь Кожин Николы Чудотворца
на Завеличье на Бармихе

Назад

Монастырь Николы Чудотворца Кожин монастырь что во Пскове на Завеличье на Бармихе

г. Псков, улица Розы Люксембург, во дворе школы № 7

Согласно житию, святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству.

Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан в Патаре, Ликия, где и получил начальное образование. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа.

Дядя его, епископ Николай Патарский, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности.

Образ Святителя Николая Чудотворца

Святитель Николай известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. Также он известен своими молитвами за моряков и других путешественников. Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение.

В католической традиции распространена легенда о том, как святитель Николай помог трём девушкам, отец которых, не имея возможности собрать приданое, планировал извлекать доход из их красоты. Узнав об этом, Николай решил помочь девицам.

Будучи скромным (или желая избавить их от унижения принятия помощи от постороннего), он тайком пробрался в их дом и оставил кошелёк с приданым для старшей дочери. То же самое для средней дочери он проделал на следующий год (по другой версии, на следующий день).

Поняв, что кто-то взялся помогать его дочерям, отец решил отблагодарить благодетеля, и для этого, дождавшись дня следующего визита, спрятался в комнате дочерей. По одной версии, Николай попался, но отказался принимать благодарность, заявляя, что отец должен благодарить только Бога.

По другой версии, Николай узнал о плане бедняка и бросил своё пожертвование в дымоход, где оно в конечном итоге оказалось в носке младшей дочери, сушившемся над огнём.

Именно эта легенда переродилась в фольклор о Санта Клаусе и подарке в носке.

Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.


Текст летописного упоминания монастыря: «а псковичи даша им подворие оу Спаса в монастыри оу Мирожи и оу святого Николы на Завеличии» (П1Л), предполагает как будто существование одного Никольского монастыря на Завеличье в 1463г.

Монастырь Николы Чудотворца

В первом упоминании монастыря в записи на Евангелии 1408/1409 г. также нет никаких указаний на подробности его расположения, кроме самого общего – «на Завеличье». Также употребляется это обозначение в одновременном (1467 г.) актовом материале, что подтверждает существование одного Никольского монастыря на Завеличье в первой половине XV в.

В XVI в. на Завеличье было уже два Никольских монастыря (сюда не включается отдаленный район Завеличья – Волок, где также существовал одноименный монастырь): Николы на Изборской улице (Каменные ограды) и Николы Кожин (на Бармихе, с Бармихи).

Первый упоминается в грамотах, одна из которых датируется очень широко, - XIV-XV вв., другая – 1491-1496 г.г. Второй по источникам XV в. неизвестен. Состояние источников позволяет считать более древним Никольский монастырь с Изборской улицы.

Схема расположения ближайших к Пскову монастырей XIV-XV вв. За топографическую основу принят план Пскова 1821 года
1 – Спаса над Мирожею рекой;
5 – Климента;
12 – Николы на Завеличье;
13 – Николы на Завеличье (на Изборской улице)

И все же рассмотрим местоположение обоих монастырей. Благодаря грамотам известно, что ныне сохранившаяся церковь Николы Каменоградского в XV в. находилась на Изборской улице «на Могилке» или «на Могильнике».

Монастырь был удален от реки, но стоял на важной сухопутной дороге. Изборская улица, была одной из главных артерий Завеличья, имевшей продолжение за посадом. Она шла от Паромяни в юго-западном направлении. На ней в конце XV в. имелись дворы состоятельных псковичей.

Фрагмент вида Пскова снятого со старинной иконы хранящейся в часовне Владычняго Креста (близ Пскова)
74 – церковь Успения (Пароменская);
75 – монастырь святого Николая Чудотворца от Кожи;
76 – церковь святого Климента;
77 – монастырь Николая Каменоградского;
78 – Спасо-Мирожский монастырь

Подчеркнутая источниками топографическая особенность – расположение монастыря «на Могильнике» (на Могилке) позволяет считать, что в период основания монастыря (не позднее второй половины XV в.) развитого посада вокруг него не существовало. Тем более это заключение правомерно для начала XV в.

В конце XVI в. монастырь называется стоящем «на посаде», и впервые упоминается «Каменная ограда» (видимо вокруг него). Мужской. Сохранилась церковь (ул. Р. Люксембург, 17). Никольский Кожин монастырь стоял на берегу Великой, к северу от Климентовского монастыря, между ним и церковью Успения.

На планах XIX в. (ниже планы 1821 г. и 1889 г.) он отмечен в конце улицы Никольской (ныне - Розы Люксембург), на которой западнее стоял монастырь Николы «на Изборской улице».


Фрагмент плана Пскова 1821 года


Фрагмент карты Пскова 1889 года. Составитель - губернский инженер-архитектор Сатурнин-Войцех Езеровский

На Бармихе, на берегу р.Великой, севернее Климентовского монастыря, в ХV-ХVІ вв. стоял Никольский Кожин монастырь. Первые сведения об этом относятся к 1538 г.: сохранилась меновая запись игумена Никольского монастыря с Завеличья на Бармихе Дорофея на две нивы с Петропавловским Середкиным (Сироткиным) монастырем.

Полное название монастыря (Николы Чудотворца Кожин монастырь что во Пскове на Завеличье на Бармихе; Николы Чудотворца Кожин монастырь изо Пскова зъ Завеличья зъ Бармихи) встречается в писцовой книге 1585-87 гг. при описании земель в Руской губе Деманитцкой засады (Псковский уезд) и в Сенской губе Изборского уезда.

Монастырь значится в Завелицкой сотне по переписной книге 1711 г. В нач. XIX в. на месте обветшавшей древней церкви купцом Т. Развозовым была выстроена новая, освященная в 1804 г. В 1818 г на средства сына Т. Развозова Ивана к церкви Николая Чудотворца были пристроены приделы во имя Дмитрия Мироточивого и Сошествия Св. Духа.

Этот храм хорошо виден на опубликованных Н. Ф. Левиным старых открытках с панорамой Завеличья (нач. ХХ в.), он отмечен на «Плане губернского города Пскова» у пересечения улиц Никольской (ныне ул. Розы Люксембург) и Мирожской (ныне Ольгинская набережная).


Монастырь Николы Чудотворца. На фото 1 с левой стороны от монастыря бывшее Духовное училище,
на фото 2 справа от монастыря Александровская богодельня


На фото военных лет: Справа здание школы № 7, в центре Никольская церковь, позади Алексадровская богодельня.

Постройки монастыря не сохранились. В первой половине 50-х годов XX в. была разобрана полуразрушенная церковь XIX в., фундамент и нижняя часть стен которой прослеживается и сейчас во дворе школы № 7 по ул. Р. Люксембург.


Месторасположение монастыря на соременной карте

Развалины храма были разобраны, а фундамент и нижние части стен сохраняются в культурном слое.


Месторасположение монастыря Николы Чудотворца


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru