Казармы Иркутского полка в Пскове -
Завод инструментальный - Магазин Максимус

Назад


Псковский военный паноптикум
Казармы Иркутского полка. (Завод инструментальный).

г. Псков, Октябрьский пр-т, 54


Историческая справка

В 1832 г. в Пскове был расквартирован штаб Второй Гренадерской дивизии. Для его размещения решено было возвести первый в городе военный городок. Местом для его строительства избрали участок вне городской территории, вблизи церкви Дмитрия с Поля.

В 1832 г. была образована специальная "Комиссия для устройства зданий к помещению двух полковых штабов". В 1833 г., получив от Департамента военных поселений смету и проекты, Комиссия приступила к работе. Руководил строительством откомандированный из Санкт-Петербурга архитектор Ламони Джузеппе Батиста Альберто.

На фото: казармы Иркутского полка. XX и XXI вв.

На возведение военного городка ушло около семи лет. Строительство казармы и госпиталя окончено в 1839 г. В декабре 1840 г. была освящена последняя постройка комплекса - церковь св. Николая Мирликийского. Строительство первого в г. Пскове военного городка обошлось казне в 300 тыс. руб.

Постройки городка разместились в двух кварталах по обе стороны от Санкт-Петербургского шоссе (ныне - Октябрьский проспект). До настоящего времени частично сохранились здания, расположенные в квартале между улицами Л. Толстого, Вокзальной и Октябрьским проспектом.

В 1830-х гг. здесь были построены основные корпуса городка, в которых разместился личный состав, музыкальная школа, кузница, баня, конюшни. Все постройки возводились из кирпича, изготовленного на специально для этого построенном заводе в деревне Луковка (ныне завод "Псковкирпич").

Три главных корпуса располагались вдоль Санкт-Петербургского шоссе, остальные - в глубине квартала. На перекресток нынешней улицы Вокзальной и Октябрьского проспекта был обращен фасадами солдатский корпус.

На фото: казармы Иркутского полка. Госпиталь. Начало XX века.
г. Псков, Октябрьский пр-т, д. 54 Казармы Иркутского полка. 1839 г. (Инструментальный завод, 1956, 1962, 1964 гг.) Вид с юго-востока

Зеркально по отношению к нему, ближе к центру города по Штабному переулку, был размещен офицерский корпус с помещениями штаба. Между солдатским и офицерским корпусами располагался госпиталь.

Все три здания возводились в два этажа из кирпича без использования штукатурки. Солдатский и офицерский корпуса имели одинаковое архитектурное решение и общий декор: "Г"-образный план имел одинаковые по протяженности крылья.

На главном фасаде корпусов по Санкт-Петербургскому шоссе были крайние ризалиты, увенчанные фронтонами. Карниз под фронтонами был выделен "дентикулами".

Между окнами 2-го этажа и венчающим карнизом проходила широкая профилированная тяга, создававшая вместе с карнизом имитацию антаблемента.

Корпус госпиталя, находившийся в середине, был прямоугольным в плане. Он имел широкий центральный ризалит в 7 осей, увенчанный ступенчатым аттиком. Карниз над ризалитом также был отмечен "дентикулами", а верх аттика - профилированной тягой. В центре аттика была лепная композиция и дата строительства "1839 год". Венчающий карниз и тяга под ним были такие же как на крайних корпусах. На крыши выходил ряд печных труб и полукруглые слуховые окна. Крыши были двухскатные и вальмовые.

Немногочисленные детали декора - оконные наличники простого рисунка и карнизы были выделены белым цветом.

В 1848 г. дивизию перевели в Витебскую губернию. Военный городок занял полк имени Нидерландского короля. В 1869-1873 гг. его сменил 148-й Каспийский полк, а затем - 146-й Царицынский полк.

В 1892 г. у военного городка появились новые хозяева - 93-й Иркутский пехотный полк Его Императорского Высочества великого князя Георгия Александровича. В 1902 г. командование Иркутского полка перестроило бывший офицерский корпус, обратив его в корпус для нижних чинов. Для квартир офицеров были выделены дома, выходившие фасадами на нынешнюю улицу Л. Толстого.

Вместе с казармами на другой стороне шоссе строилась полковая церковь.

В присутствии высших чинов губернии архиепископ Нафанаил освятил новый храм 6 декабря 1840 года. Сейчас на месте храма находится жилой дом по адресу: Октярьский пр-т, 41/48

По старому стилю 6 декабря – день Святителя и Чудотворца Николая и именины императора Николая I. Естественно, что храм стал Никольским, а этот день – ежегодным полковым праздником.

Примыкавший к церкви полковой манеж использовался не только по прямому назначению. Там проводились народные чтения, тренировки велосипедистов.

24 сентября 1878 года в манеже открылась 1-я губернская сельскохозяйственная выставка.

На него в апреле 1912 года садился лётчик Сергей Исаевич Уточкин. В городе демонстрировались полёты знаменитого русского летчика Сергея Исаевича Уточкина.

Как пишут в своих воспоминаниях очевидцы тех событий, горожане были в панике: "Многие крестились и прятались". Но затем стали вести себя смелее. После удачной посадки "народ сразу же окружил весь плац".

Сергей Исаевич Уточкин

Для отечественной и мировой авиации 1912 год стал первым, когда оказалось возможным организовать относительно дальние перелеты. Первая международная трасса была проложена между столицей Германии и Российской империей, причем маршрут её пролегал именно через Псков. Этот необычный по тому времени перелет с авариями, вынужденными посадками за 23 дня совершил Всеволод Абрамович 1912 года.

Все улицы, примыкавшие к Иркутскому плацу, должны были вновь заполниться народом. Напрасно. Очередная поломка мотора, и лишь 18 июля авиатор достиг Пскова.

На следующий день при большом стечении народа Абрамович предпринял попытку вылететь из Пскова. Авария, затем ещё одна, и лишь 23 июля лётчик направился в сторону Луги.

Для выступления сводного хора во время Первого русского народного певческого праздника на плацу Иркутского полка выстроили большую сцену. Праздник состоялся 14-15 мая 1911 года.

После Октябрьской революции и до Великой Отечественной войны здания использовались по первоначальному назначению для размещения пограничных войск. Во время войны здания казарм сильно пострадали, от них остались только кирпичные коробки без крыш и перекрытий. Военное ведомство несколько раз пыталось восстановить их под мастерские, но работы не были доведены до конца.

В начале 1950-х гг. в г. Пскове, ставшем после войны областным центром, необходимо было создание серьезной промышленности, которая обеспечила бы перспективы его дальнейшего развития.

Одним из новых крупных предприятий явился Инструментальный завод (в последствие - Машиностроительный завод). Постановление о его строительстве принято Советом Министров СССР в 1952 г.

г. Псков, Октябрьский пр-т, д. 54 Казармы Иркутского полка. 1839 г. (Инструментальный завод, 1956, 1962, 1964 гг.) Главный корпус завода. Фрагмент дворового фасада. Фото август 2007 г.

Для того, чтобы предприятие смогло начать работать еще до окончания строительства, решили использовать кирпичные коробки бывших Иркутских казарм, стоявшие в конце Пролетарского бульвара. Это были последние еще не восстановленные здания в городе.

Проектирование завода велось Ленинградским филиалом института "Гипростанок". Автор проекта неизвестен.

В 1954 г. при тресте "Псковстрой" было создано специальное управление для строительства Инструментального завода (через 3 года оно было передано Ленсовнархозу).

В соответствии с проектом все три коробки казарм объединили в одно длинное здание, выходившее главным фасадом на Пролетарский бульвар, а боковыми фасадами на ул. Вокзальную и в Штабной переулок.

На фото слева: Аэрофотосъемка 1943 года. Пересечение Пролетарского проспекта и ул. Вокзальной
На фото справа: Казармы Иркутского полка. 1839 г. (Инструментальный завод, 1956, 1962, 1964 гг.) Генплан

Верхняя часть кладки бывших казарм была разобрана, сверху положена новая кладка части второго и третьего этажей. Со стороны двора в местах промежутков между прежними корпусами казарм предполагалось пристроить еще два объема, в которых бы разместились производственные цеха.

Перекрытия казарм на всех этажах были полностью заменены на железобетонные, которые опирались на железобетонные ригели и столбы промышленного каркаса.

г. Псков, Октябрьский пр-т, д. 54 Казармы Иркутского полка. 1839 г. (Инструментальный завод, 1956, 1962, 1964 гг.) Главный корпус завода. Фрагмент главного фасада. Фото август 2007 г.

Производственные площади функционально выделялись легкими перегородками.

В ходе реконструкции была полностью утрачена первоначальная отделка фасадов здания. В уровне второго этажа появились оконные проемы арочной формы, междуэтажные тяги, пилястры упрощенного рисунка, охватывающие два верхних этажа здания.

Поверхность стен была оштукатурена и покрашена в два цвета: поверхность стен - охра светлая, пилястры и элементы декора - белые.

Строительство главного корпуса было закончено в 1956 году. Таким образом, въезд со стороны вокзала и с Крестовского шоссе на Пролетарский бульвар (ныне Октябрьский проспект) был отмечен самым длинным и внушительным по своему архитектурному решению зданием в городе.

г. Псков, Октябрьский пр-т, д. 54 Казармы Иркутского полка. 1839 г. (Инструментальный завод, 1956, 1962, 1964 гг.) Вид на главный фасад. Фото 2004 г.

Противоположная сторона Пролетарского бульвара была застроена большим пятиэтажным сто сорока четырех квартирным жилым домом для рабочих инструментального завода. За этим домом, ранее мало застроенная территория, бывшее "военное поле".

В дальнейшем, строительство заводских корпусов продолжалось на пустующих территориях за главным корпусом.

В 1962 и 1964 годах со стороны двора к нему были пристроены два корпуса цехов, в которых производили товары народного потребления и оснастку для производства станков. Сохранившиеся на территории полковые конюшни использовались под склады отдела материально-технического снабжения и комплектации.

г. Псков, Октябрьский пр-т, д.54, современный вид бывших Казарм Иркутского полка. 1839 г.

С начала 2000-х годов, когда завод стал сокращать свои производственные площади, начали распродавать помещения первого и второго этажей частным владельцам под магазины и офисы.

К 2004 году были выкуплены в частную собственность все помещения в трех этажах главного корпуса кроме объемов производственных цехов со стороны двора. В настоящее время в средней части вдоль Октябрьского проспекта размещен торговый комплекс "Максимус", крылья по ул. Вокзальной и по бывшему Штабному переулку заняты под офисы различных фирм и магазины.


Основные архитектурные особенности

"Иркутские казармы", впоследствии главный корпус Машиностроительного завода, расположен в конце Октябрьского проспекта, на пересечении с ул. Вокзальной.

Главным фасадом здание вытянуто вдоль Октябрьского проспекта на протяжении всего квартала от ул. Вокзальной до ул. Гагарина.

В настоящее время это трехэтажное, П-образное в плане здание, с двумя пристройками цехов со стороны двора. Крыша основного П-образного объема вальмовая, крыши цехов двухскатные.

Главный корпус завода. Фрагмент центрального ризалита. Фото август 2007 г.

Главный юго-западный фасад, довольно большой протяженности, имеет четкое симметричное построение. В архитектурной композиции фасада сохранено пять слабо выступающих ризалитов (центральный и по два по краям), которые повторяют структуру фасадов трех первоначальных построек казарм. Центральный ризалит увеличен на два проема по ширине по отношению к первоначальному, что обусловлено, вероятно, укрупненными размерами здания. Ризалит выделен пилястрами большого ордера с капителями ступенчатого профиля. Пары крайних ризалитов в уровне 2 и 3-го этажей решены в виде пилонов, между которыми расположены по две пилястры, такие же как на центральном ризалите.

Горизонтальными элементами композиции фасада являются: низкий штукатурный цоколь; межэтажная прерывающаяся тяга в виде полки, отделяющая первый этаж от двух верхних; ступенчатая тяга над окнами 3-го этажа и подкарнизная ступенчатая тяга, вместе с выносным карнизом имитирующие антаблемент.

Окна всех этажей расположены на одинаковом расстоянии друг от друга, повторяют ритм окон прежних построек, но имеют разную форму: проемы нижнего этажа сохранили свои первоначальные габариты, окна верхних этажей выше окон 1-го этажа, часть окон второго этажа получили арочное завершение. Они расположены по сторонам центрального ризалита и на всех ризалитах, где выделены пилястрами с архивольтами ступенчатого профиля и филенками под окнами.

Боковой западный фасад. Фото 2004 г.

Все окна центрального ризалита имеют тонкие рамочные наличники. Такие же наличники имеют арочные окна 2-го этажа и прямоугольные окна 1-го этажа по сторонам центрального ризалита.

Остальные окна прямоугольные имеют только подоконные полочки. Между крайними ризалитами юго-восточной части фасада над окнами 2-го этажа имеются прямые сандрики, расположенные над каждым вторым окном. На противоположной стороне фасада такие сандрики отсутствуют.

На боковых фасадах по ул. Вокзальной и Штабному переулку из декора имеются только ступенчатая тяга над окнами 3-го этажа и ступенчатая тяга под выносным карнизом. Прямоугольные окна имеют лишь подоконные полочки.

Боковые фасады оштукатурены. Все три фасада: главный и два боковых окрашены в желтый (охра) цвет, детали выделены белым цветом. Дворовые внутренние фасады не оштукатурены, выполнены в красном кирпиче. Из декоративных элементов сохранены только ступенчатые тяги над окнами 3-го этажа и под выносным карнизом.

Главный корпус завода. Боковой юго-восточный фасад. Фото август 2007 г.

На торце юго-восточного крыла по ул. Вокзальной в уровне 2-го этажа над воротами въезда на территорию завода сохранились прямые сандрики над тремя из пяти оконных проемов. Оконные проемы дворового фасада этого крыла имеют тонкие рамочные наличники. На других дворовых фасадах такие наличники сохранились лишь частично. Окна имеют плоские железобетонные перемычки. На фасадах можно прочитать линию сохранившейся первоначальной кладки казарм первого и частично второго этажей. Цоколь невысокий из каменных блоков. Сохранившиеся проемы первого этажа имеют плоские кирпичные перемычки.

В центре фасада и в углах со скошенными стенками находятся первоначальные входы в казармы (ныне частично заложены и перестроены).

Фасады двухсветных корпусов цехов, пристроенных к главному корпусу внутри двора, выполнены одинаково. Главными являются северо-восточные торцовые фасады. Они имеют симметрично-осевую композицию с выделением центрального ризалита на всю высоту фасада. На оси симметрии центральный простенок выделен двумя узкими лопатками. По сторонам от него - оконные проемы 1 -го и 2-го уровней выполнены как одно окно, разделены посередине перемычкой.

Главный корпус завода. Боковой северо-западный фасад. Фото август 2007 г.

На краях ризалита симметрично расположены двое ворот, выделенных двумя широкими лопатками. Над воротами - широкие оконные проемы. Западающие фланги фасада глухие. Горизонтальные элементы композиции: невысокий штукатурный цоколь, внизу соединяется с лопатками; узкая тяга прямоугольного профиля над окнами соединяет лопатки по верху ризалита и переходит на западающие фланги без креповки, что дает более глубокую светотень между лопатками и на флангах фасада; венчающий карниз ступенчатого профиля раскрепованный на ризалите.

Завершает фасад аттик двухскатный на ризалите и прямоугольный на флангах. Оконные проемы верхнего уровня отмечены подоконными полочками. Боковые фасады корпусов также решены одинаково. Простенки выделены широкими плоскими лопатками на всем протяжении стены. Горизонтальные элементы: цоколь, переходящий с главного фасада, объединяющий лопатки по низу; узкая тяга прямоугольного профиля, переходящая с главного фасада, объединяет лопатки на уровне верха окон; венчающий карниз, переходящий с главного фасада, завершает композицию. Большие оконные проемы разделены в верхней части перемычками, образующими фрамуги. Все оконные проемы имеют заполнение из стеклоблоков.

Главный корпус завода. Юго-восточное крыло. Вид с севера на дворовые фасады. Фото август 2007 г.

Планировка главного корпуса представлена наружными капитальные стенами, которые повторяют форму трех первоначальных объемов казарм, а ныне объединены в один. Внутри стен на всех этажах установлена промышленная стоечно-балочная каркасная система, что было связано с приспособлением под заводские цеха. Внутреннее пространство формировалось за счет легких перегородок, которые ныне утрачены.

Все входы в главный корпус решены со стороны двора, где устроены лестницы у торцов "Г"-образных объемов казарм и в их углах, а также в центре среднего объема. В углах и в центре главного корпуса к лестницам добавлены лифты. Все помещения главного корпуса соединялись дверными проемами в средней части капитальных поперечных стен.

Главный корпус завода. Главный фасад. Правая часть. Фото август 2007 г.

Планировка пристроенных двухсветных объемов цехов представлена тремя наружными капитальными стенами и четвертой тонкой внутренней стеной, соединяющей первоначальные объемы казарм со стороны двора, что говорит о том, что эти объемы предполагались к строительству изначально. Внутри объемов установлены кирпичные пристенные столбы и металлические опоры по центру, поддерживающие металлические фермы над двумя пролетами в поперечном направлении.

По фермам уложены мелкоразмерные железобетонные плиты, сверху накрытые железом. Полы бетонные, плиточные с металлическими защитными пластинами. Входы в цеха решены одинаково с главного северо-восточного фасада, где устроены по двое ворот. К этому фасаду по сторонам ворот примыкают небольшие помещения, выделенные легкими перегородками только в нижнем уровне.

Функциональное зонирование цехов выполнено легкими перегородками. Высота помещений главного корпуса: 1-го этажа - 5,5 м - 5,3 м; 2-го - 5,6 м; 3-го - 5,6 м. Высота двухсветных цехов: до низа ферм - 11 м.

Cовременный вид бывших казарм. Торговый комплекс «Максимус»

Главный корпус: фундаменты ленточные из бутового камня, под столбами каркаса - столбчатые (?); наружные и внутренние стены и перегородки из кирпича; колонны каркаса и перекрытия железобетонные; кровля - железо; окна створные и глухие; двери простые. Отделка наружная и внутренняя - штукатурка, окраска, побелка. Общие габариты в плане: 301,0 м х 77,5 м.

Пристроенные цеха: фундаменты бутовые ленточные, под столбами каркаса - столбчатые; наружные стены из кирпича; перегородки кирпичные; колонны каркаса кирпичные и металлические, перекрытия железобетонные; кровля - железо; окна заполнены стеклоблоками; ворота железные (поздние). Отделка наружная и внутренняя - штукатурка, окраска, побелка. Габариты цехов в плане: юго-восточного - 24,9 м х 55,4 м; северо-западного - 25,4 м х 57,1 м.


Общие сведения

Здание главного корпуса машиностроительного завода имеет большое градостроительное значение, отмечает своим внушительным объемом начало Октябрьского проспекта со стороны ул. Вокзальной.

Является примером крупной производственной постройки на основе вторичного использования конструкций историко-архитектурного объекта - "Казармы Иркутского полка" с последующим приспособлением его для новых нужд.

Пример архитектурного решения производственных зданий в духе формального историзма, характерного для архитектуры СССР 1930-х - 1950-х годов, в городской застройке Пскова конца 1950-х годов.



Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru