Вокзальная улица в Пскове

Назад

Вокзальная улица в Пскове

Экономическое развитие России во второй половине XIX века сопровождалось интенсивным строительством зданий, предназначенных для нужд транспорта, торговли, финансов, для административных учреждений. Оно настоятельно требовало усовершенствования путей сообщения, строительства железных дорог.


Карта Пскова 1889 года. Составитель - губернский инженер-архитектор Сатурнин-Войцех Езеровский

Вокзальная улица - очень важная магистраль города. Она проложена в 1850-х годах при строительстве железнодорожного вокзала. В XIX веке улица была короче современной и проходила мимо Военной площади и штаба Второй Гренадерской дивизии, который располагался в здании на месте современного торгового комплекса "Максимус". Судя по картам XIX века улица не имела названия.

И только на карте 1928 года можно увидеть где прходила Вокзальная улица.

Фрагмент плана Пскова Окулиа-Казарина 1911 года. Фрагмент плана г. Пскова 1928 года

Постройка здания псковского вокзала по типовому проекту французкого архитектора Пиреля завершилась в 1863 году. Перрон перед залом ожидания 1-го класса имел крышу.

После Николаевской железной дороги, соединяющей новую и старую столицы, сооружалась линия Петербург-Варшава.

21 сентября 1858 года император Александр II совершил пробный рейс из Пскова в столицу. А с 10 февраля 1859 года участок железной дороги к Петербургу был открыт для общего пользования. Первоначально поезда преодолевали его за восемь часов.

Вокзал получил название Варшавский.

Строительство железных дорог вызвало появление новых типов зданий: вокзалов, депо, пакгаузов (пакгауз - закрытое складское помещение особого типа при железнодорожных станциях, портах, аэропортах или таможнях, предназначенное для кратковременного хранения коммерческих товаров) и т.п.

Новый паровозный сарай на станции Псков 1912 год. Новый паровозный сарай на станции Псков 1915 год. Водоемное здание на станции. Псков 1912 год


Пакгауз на станции 1912 год. Помещение для кондукторской бригады на станции Псков 1912 год.

Во время Великой отечественной войны 1941-1945 гг. здание железнодорожного вокзала подверглось сильным разрушениям.


Фото военных лет


Фото послевоенных лет.
Пересечение современной Вокзальной улицы и Октябрьского проспекта.
Слева вдалеке здание вокзала.

Застройка ул. Вокзальной начала формироваться в первые послевоенные годы и отразила в себе художественные и культурные представления архитекторов, прибывших восстанавливать разрушенный войной город, а также сложное материальное положение народного хозяйства того времени.

Псков в числе 15 древнерусских городов был намечен к первоначальному восстановлению. В городе, который перед войной насчитывал 60 тысяч населения не было серьезной промышленности. В 1944 году он стал центром вновь образованной области.

Первые дома на Вокзальной ул. построеные в послевоенное время. Газетная вырезка 1951 год

Это решение было воспринято, прежде всего, как признание культурной ценности и важности города-памятника, города-заповедника.

Многочисленные образцы древнерусского зодчества невольно заставляли каждого, особенно приезжего, видеть в городе, прежде всего, архитектурный музей.

Таким и видели его многие из специалистов, работавших над созданием генплана и застройки Пскова. Архитекторы пытались создать в городе особый "псковский стиль", основой которого представлялись малоэтажные здания.


Газетная вырезка 1963 год

Это пытались обосновать тем, что новая застройка должна, прежде всего, открывать памятники, гармонировать с ними и даже подчиняться им. Послевоенное увлечение малоэтажной застройкой имело и чисто материальное объяснение.

Приходилось быстро, почти голыми руками, без техники и материалов лепить в разрушенных городах дома, добывая кирпич из многочисленных завалов. Архитекторы творили новый Псков с чувством подчинения прошлому и стремлением создать современные комфортабельные изолированные квартиры для скорейшего расселения коммунального жилья.


Газетная вырезка 1963 год. Газетная вырезка 1963 год

Мастерской "Облпроект" были разработаны серии жилых домов для повторного применения, основанные на типовых решениях планировок и конструктивных узлов и имевших достаточное разнообразие объемных и фасадных решений. Такие дома легли в основу застройки большинства периферийных улиц г. Пскова.

В привокзальном районе в 50-е годы строили жилые дома и детские сады для железнодорожников. До улицы Гагарина, которая сформировалась в начале 60-х, дома значились по Нововокзальной улице. С 1957 года появилось новое название - ул. Яна Фабрициуа ( быв. Когановича).


Газетная вырезка 1954 год. Бывший детский сад. Теперь офисы и ж.д. библиотека


Газетная вырезка 1958 год. Вид в сторону вокзала

На фото: возводят стены четвёртого этажа 48-ми квартирного дома, современный адрес которого ул. Яна Фабрициуса № 22. По правой стороне дома №№ 27 и 25.


Здание вокзала было восстановлено в 1949 году. Газетная вырезка 1958 год

В настоящее время Вокзальная улица довольно протяженная. Она начинается от набережной реки Великой и заканчивается на пересечении с улицей Льва Толстого. В 1964 году объединена со Штабной улицей. На ней располагаются три вокзала: железнодорожный вокзал, автовокзал, а также стоянка и отправление городского транспорта.


Автовокзал 1963 год. Автовокзал 2014 год


Отправление автобусов по городу 1960-е годы. Стоянка городского транспорта конец 1980-х


Пересечение Вокзальной улицы с улицей Яна Фабрициуса


Привокзальная площадь

Здесь 2 марта 1917 года в 15 часов 05 минут, в салон-вагоне царского поезда подписал отречение от престола Николай II.

К 1100-летию Пскова в честь Воскресения Христова и в память о трагическом событии российской истории – отречении от престола Николая Второго возведено новейшее здание часовни; освящено 17 июля 2003 года .


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru