Монастырь Ильи Пророка на Свином волци

Назад

Монастырь Ильи Пророка на Свином волци

г. Псков, Ольгинская наб., д. 1-а

Русская, Грузинская, Сербская и Иерусалимская поместные церкви чтят его память 20 июля (2 августа), а Православные церкви, перешедшие на григорианский календарь и Римско-Католическая — 20 июля. Среди русского народа Илия пророк пользуется особенным уважением, он считается покровителем воздушно-десантных войск России и воинов-авиаторов.

Иногда, по месту своего рождения в городе Фисвы, пророка Илию называют Илия Фесви?тянин. Илия был ревностным поборником чистоты веры в Израильском царстве и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Его деятельность относится к царствованию Ахава, когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного царя, финикиянка Иезавель, решила установить культ Ваала и Астарты.

На фото: икона «Илия пророк с житием и деисусом» из церкви Ильи Пророка в погосте Выбуты, близ Пскова (конец XII века)

Предание гласит, что истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, и при дворе был учреждён штат жрецов Ваала. Грозным мстителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много чудес, чтобы вразумить нечестивого царя.

Когда нечестие царя достигло крайней степени, пророк — босой, в грубом плаще из верблюжьего волоса, с кожаным поясом на чреслах и посохом в руках — явился в Самарию, направился к царскому дворцу и возвестил Ахаву, что за его нечестие страну постигает трёхлетний голод.

Но Ахав не раскаялся, началась борьба между царём и пророком, окончившаяся торжеством последнего. Во время жертвоприношения на горе Кармил (Кармель), устроенного с целью испытания и сравнения могущества Яхве и Ваала, жрецы последнего потерпели полное поражение и собственноручно были казнены пророком. Это ещё более разъярило Иезавель, которая поклялась уничтожить Илию.

Огненное восхождение пророка Ильи

Но пророк как ветер исчез в пустыне. Побывав у горы Хорив, Илия опять вернулся в царство Израильское, обличил Ахава в бесчестном захвате виноградника у Навуфея, по воле Господа избрал себе ученика и преемника в лице Елисея, окончательно смирил Ахава и обличил его преемника Охозию за его обращение по случаю болезни к аккаронскому идолу Веельзевулу.

Святой Илия – один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета. Согласно Библии, Илия был взят на Небо живым. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.


Монастырь включен в список предположительно. Возможно, что он и Ильинский монастырь на Запсковье – это один и тот же объект. Если же нет, то мы имеем дела с монастырем Ильи на Завеличье, известным по сообщениям платежной книги 1585–1587 г.г. и более поздним источникам.

Ильинский монастырь на Завеличье находился на берегу Великой (по свидетельсву П3Л). В 1615 г. шведы били «из наряду по стене з Завеличья от Илии пророку чрез реку».

Икона Жиглевича
1. Троицкий собор. 1365—1367;
82. Церковь Иоанна Предтечи ("иванской"). XII — XIII вв.;
83. Церковь пророка Ильи ("ильинской");
84. Церковь Успения с Пароменья ("церковь пароменская"). 1521;

Он обозначен подписью на иконе Жиглевича, где показан на берегу Великой несколько выше Ивановского монастыря, против устья Псковы.

Еще выше по берегу реки, но также между Ивановским монастырем и церковью Успения, изображен этот же монастырь на иконе часовни Владычного Креста.

Фрагмент вида Пскова снятого со старинной иконы хранящейся в часовне Владычняго Креста (близ Пскова).
1 – башня Кутекрома в Детинце;
И – Довмонтова башня;
К – Власьевская башня и Власьевские ворота;
71 – Ивановский монастырь;
72 – Ильинский монастырь;
74 – церковь Успения Пароменская

На копии иконы из Псково-Печерского монастыря он показан против Кутнего костра на Крому, южнее Ивановского монастыря.

На плане 1740 г. против устья Псковы показана, видимо, Ильинская церковь, принятая Окулевичем-Казариным за Ивановский собор.

Фрагмент плана г. Пскова составленный на основании летописи, актов и старинных чертежей и планов 1581, 1694, 1740, 1778, 1821, 1829, 1896 г.г. действительным членом ПАО Ф.А. Ушаковым.
2 – Св. Пр. Ильи "Сухого";
4 – Успение Пароменское;
О – старый немецкий гостиный двор на Завеличье

Место монастыря указано и на планах 1821 и 1857 г.г.: против устья Псковы. Последним планам можно доверять, так как Ильинская церковь была упразднена лишь в 1786 г. и в первой половине XIX в. еще были живы свидетели ее существования.

Фрагмент плана Пскова 1821 года
9 – Ивановский монастырь;
48 – Ильи Пророка;
49 – Святых Жен Мироносиц;
82 – соляные амбары

В середине XIX в. (1857 г.) от церкви сохранялись развалины на правом берегу оврага, выходившего устьем к реке Великой. По оврагу протекал ручей (план 1821 г.) Может быть, Свиной волок связан как раз с этим оврагом?

Никаких сведений о посаде XV в. на этом участке Завеличья нет. Если Ильинский монастырь существовал здесь в XV в., он находился вне посада.

Схема расположения ближайших к Пскову монастырей XIV-XV в.в. За топографическую основу принят план Пскова 1821 года
2 – Иоанна за рекой на Завеличье;
22 – пророка Ильи на Завеличье;
26 – Степана на Лугу;
28 – Лазаря

В настоящее время истоки ручья и западная часть оврага, пересекавшего ул. М. Горького, засыпаны, произведена подсыпка грунта. Восточная часть поймы ручья также постепенно засыпается землей и строительным мусором.

Остатки Ильинского монастыря (кладка нижней части стен и фундамента) находятся на горке под поймой ручья, к югу от его устья, во дворе дома № 1а по ул. Ольгинская Набережная.

Здесь же при работе на огородах находят остатки погребений – вероятно, следы кладбища. Устная традиция связывает горку и остатки кладки на ней с существовавшей здесь когда-то и «провалившейся» церковью.


Предполагаемое месторасположение монастыря Ильи Пророка


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru