Часовня св. Баженного Николая
над убиенными на Торговой площади

Назад

Часовня св. Баженного Николая над убиенными на Торговой площади

Святой Николай жил во Пскове в XVI веке. Псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Саллос, что в переводе с греческого означает «блаженный, юродивый». Также его называли Микула Свят, ещё при жизни почитая как святого.

Более тридцати лет совершал он подвиг юродства - добровольного, мнимого безумия, избегая тем самым истинного безумия мира, погрязшего в страстях и пороках. Зимой и летом он ходил в ветхой одежде, почти нагой, перенося с терпением и сильнейшие морозы, и чрезмерную жару.

Согласно местному преданию блаженный Николай жил неподалёку от Троицкого собора Пскова, в келье под соборной колокольней.

За внешне безумными поступками, бессмысленными словами блаженный Николай скрывал своё духовное богатство и внутреннюю близость к Богу. Блаженный был удостоен от Бога дара чудотворения и пророчества.

На соборной площади псковского Кремля, очевидно, и произошли те события, которые прославили Николая как заступника за Псков от Иоанна IV.

В 1569 г. опричные войска, во главе с царём Иоанном Грозным, выступили в сторону Новгорода. Чудовищному разграблению подверглись храмы и монастыри города, святыни и ценности были вывезены. Опричники грабили и убивали новгородцев, пытали и казнили мирян и духовных, женщин и детей. Число замученных составляло от пятисот до тысячи человек ежедневно. Убитых и живых бросали в незамерзающий зимой Волхов. Избиение новгородцев длилось более месяца.

Разгромив Новгород, царь двинулся на Псков. В феврале 1570 г., в субботу первой недели великого поста, царь остановился под Псковом, в Никольском монастыре в Любятове.

Колокольный звон к воскресной заутрени смягчил сердце Иоанна Грозного. Как свидетельствует надпись на чудотворной Любятовской иконе Умиления Божией Матери, царь велел своим воинам притупить мечи и не дерзать на убийство.

В воскресенье утром царь с войском вошёл в город. По совету блаженного Николая, по улицам города перед каждым домом были поставлены столы с хлебом и солью, и когда Иоанн Грозный шёл по городу, все жители с жёнами и детьми стояли на коленях. И лишь один человек без страха встретил Грозного.

Блаженный Николай выбежал навстречу царю верхом на палке, будто скача на лошади, как это делают, дети, и закричал царю: «Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови». Царь приказал поймать юродивого, но тот исчез.

Запретив убийства, Иоанн Грозный, однако, имел намерение ограбить город. Кроме того, по свидетельству некоторых источников, убийства всё же начались.

Царь вошёл в Троицкий собор, слушал молебен, поклонился мощам князя Всеволода-Гавриила. После Иоанн Грозный отправился к блаженному Николаю, желая получить у него благословение. И снова царь услышал странные слова юродивого: «Не трогай нас, прохожий; не на чем тебе будет и бежать…» При этом блаженный предложил царю кусок сырого мяса. «Я христианин и в пост мясного не ем,- сказал удивлённый Грозный. Блаженный Николай возразил: «Ты делаешь хуже: питаешься плотью и кровью человеческой, забывая не только пост, но и Господа Бога».

Блаженный поучал царя прекратить убийства и не разорять храмы. Иоанн Грозный не послушался и приказал снять колокол с Троицкого собора, и в тот же час, по пророчеству Святого, пал лучший конь царя. Когда сказали об этом царю, он пришёл в ужас. Молитва и слово блаженного Николая пробудили совесть Иоанна Грозного, царь бежал из Пскова.

Однажды, когда преподобный Никандр посетил Псков, после 12-летнего уединения, и возвращался после литургии из Богоявленского храма, блаженный Николай взял его за руку и предсказал о бедствиях, которые претерпел Святой в своей жизни. После кончины блаженного Николая благодарные псковичи погребли его тело в соборе Святой Троицы - главном храме спасённого им города.

В 1581 году при осаде Пскова Стефаном Баторием кузнецу Дорофею было явление Божией Матери с сонмом святых, молившихся за город, среди них был и блаженный Николай.

Из записи в клировой ведомости за 1914 г. выяснилось, что часовню св. Баженного Николая над убиенными возвели в 1676 г., а не сразу после Псковского восстания, как считалось ранее.

Н.Ф. Годовиков объясняет причину постройки этой часовни: "1650 г., июня 12 во время бунта в Пскове были убиты несколько бояр в память чего и в укоризну псковичам повелено было Государем и Великим Князем Алексеем Михайловичем убиенных погрести на месте убиения и над их телами возвести часовню с надписью о злодействе псковичей на вид потомства".

Торговая площадь. Аэросъемка 1915 год

«Лета 7158, от Рождества Христова 1650, июля в 12 день, при державе Государя Великого Князя Алексея Михайловича всея России, во Пскове был ужасный бунт по причине сделанного новгородским купцом Волком обмана против боярина Морозова, будто за согласие с ним намерены всех немецких купцов истребить.

Во время сего бунта Псковскими мятежниками убито девять человек псковских помещиков, а именно: Феодор Михайлов Нащокин, Петр Кириллов сын Сумороцкий, Яков Силин сын Неклюдов, Матвей Фомин и сын его Василий Матвеев, Кирилл Иванов сын Горышкин, Иуда Пахомов, сын Сеславин, Варфоломей Прокопьев сын Хорламов, Еремей Федоров сын Чиркин, да с ними убит солдат Иван».

Эта туманная и запутанная редакция надписи требует пояснения. Бунт 1650 года охватил два города: Псков и Новгород. В последнем одним из зачинщиков был посадский человек Трофим Волк, казненный в 1651 году.

Часовня св. Баженного Николая

Истинный смысл надписи должен быть таков: Волк оклеветал боярина Морозова и составил заговор, истребив всех немецких купцов, к такому заговору привлек и псковичей.

Но даже и в таком виде эта надпись была бы исторически неверной: бунт против немцев начался во Пскове, а не в Новгороде, где он разразился месяцем позже.

По слогу и стилю надписи, она не современна событию и сделана, по-видимому, не раньше XVIII века. Жертв мятежа было гораздо больше, как видно, например, из Синодика Троицкого собора, где одних собственно псковичей, не считая пусторжевцев, лучан, торопчан и пр. записано убитыми 30 человек.

Почему на доске поименованы только 9 – неизвестно. Возможно, что они были убиты в самом Пскове, а быть может даже на том месте, где сооружена часовня.

В 1828 г. на месте пришедшей в ветхость часовни на Торговой площади была сооружена другая, каменная с надписью над дверьми: об убиенных во время Псковского восстания.

Эту часовню, завершенную двухскатной кровлей с фонариком и православным крестом наверху, можно увидеть на многих дореволюционных окрытках.

В 1922 г. Псковский губисполком постановил: "Учитывая необходимость проведения в город товарной ветки, предложить Епархиальному Управлению перенести часовню с Советской площади в другое место.

По вопросу о сносе часовни имеется договоренность с епископоп Геннадием". Спустя два года 13 августа 1924 г. газета "Псковский набат" сообщила: "Вчера преступлено к срытию часовни, построенной на Советской площади в честь убитых 9 помещиках во время восстания".

Вывеску с надписью об убиенных помещиках, снятую с уничтоженной часовни, с 1925 г. экспонировали в музее революции. Причиной сноса часовни св. Блаженного Николая стало не проведение товарной ветки, ведь ее так и не проложили, скорее всего, она мешала проведению парадов и демонстраций. В настоящее время место часовни занимает магазин на Советской улице (Советская ул.,д. 1/3).


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru