Церковь Георгия на болоте в Острой лавице

Назад

Церковь Георгия на болоте в Острой лавице

г. Псков, ул. Советская

Согласно житию, святой Георгий родился в III веке в Каппадокии в семье христиан (вариант — родился в Лидде, Палестина, а вырос в Каппадокии; либо же наоборот — его отца замучили за исповедание Христа в Каппадокии, а мать с сыном бежала в Палестину). Поступив на военную службу он, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, стал одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана.

Его мать скончалась, когда ему было 20 лет, и он получил богатое наследство. Георгий отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения, но когда начались гонения на христиан, он, будучи в Никомидии, раздал имущество бедным и перед императором объявил себя христианином. Его арестовали и стали пытать.

Святой великомученик Георгий Победоносец

Георгий перенес все эти мучения и не отрекся от Христа. После безрезультатных уговоров отречься и принести языческое жертвоприношение, его приговорили к смерти. В эту ночь ему во сне явился Спаситель с золотым венцом на голове и сказал, что его ожидает Рай. Георгий тот час позвал слугу, который записал всё сказанное, и велел после смерти отвезти свое тело в Палестину.

В конце мучений Георгия император Диоклетиан, спустившись в темницу, ещё раз предложил истерзанному пытками бывшему командиру его телохранителей отречься от Христа. Георгий сказал: «Отнесите меня в храм Аполлона». И когда это было исполнено (на 8-й день), Георгий встал в полный рост перед белокаменной статуей, и все услышали его речь:

«Неужели ради тебя я иду на заклание? И можешь ли ты принять от меня эту жертву как бог?» При этом Георгий осенил себя и статую Аполлона крестным знамением — и этим вынудил беса, обитавшего в ней, объявить себя падшим ангелом. После этого сокрушились все идолы в храме.

Взбешённые этим жрецы кинулись избивать Георгия. А прибежавшая в храм жена императора Александра бросилась к ногам великомученика и, рыдая, просила простить за грехи её мужа-тирана. Она была обращена в веру случившимся только что чудом.

Диолектиан в гневе закричал: «Отсечь! Отсечь головы! Обоим отсечь!» И Георгий, помолившись в последний раз, со спокойной улыбкой положил голову на плаху. Святой великомученик Георгий Победоносец почитается в России как покровитель российского воинства и державной мощи Российского государства, а также небесный покровитель российской столицы.

Есть основании считать, что церковь была построена на рубеже 60 – 70-х годов XIII в. В "Распространенной редакции Жития Довмонта" говорится, что после победы над немцами на Мироповне в день памяти Георгия Каппадокийского «по жале времени победоносный князь Тимофей созда церковь во имя страстотерпца Георгия, яже и до ныне стоит молитвами его».

Вначале XIV в. существовали церковь Георгия на Болоте (в Застенье) и, возможно, придел у церкви Воскресения. Эти же церкви продолжали существовать (в перестроенном виде) и в XVII в., когда составлялась "Распространенная редакция Жития Довмонта".

Сообщение Жития может быть отнесено в равной степени и к той и к другой церкви, так как при постройке придела не всегда отмечалось его подлинное к храму отношение. Годы 1267 – 1271, приведенные в списке определялись по крайним датам битвы на реке Мироповне: в П2Л это событие приурочивается к тому же году, что и поход Довмонта к Раковору, - 1267 г. в П3Л назван 1271 г.

Фрагмент вида Пскова снятого со старинной иконы хранящейся в часовне Владычняго Креста (близ Пскова)
12 – Снетогорское подворье и церковь св. Иоана Богослова; 13 – Алексеевская церковь; 14 – Воздвиженская церковь; 15 – Богоявленская церковь; 16 – Георгиевская церковь; 17 – Михайло-Архангельская церковь; 18 – Преображенская церковь; 19 – Петропавловская церковь; 20 – Богоявленская церковь; 22 – Борисоглебская церковь; 23 –Николаевская со Усохи церковь; 26 – Анастасьевская церковь; 28 – Введенская церковь

Учитывая тот факт, что церковь Георгия с болота периодически упоминается в известиях XIV в., а Георгиевский придел церкви Воскресения до XV в. неизвестен, церковь Георгия с Болота помещена в списке ранее церкви Воскресения.

Судя по летописному сообщению о пожаре 1319/1320 г., церковь тогда находилась в Застенье, т. е. в пределах стены 1309 г., сведения о местонахождении ее на Болоте и в Острой лавице не проясняют вопроса в какой части Застенья она стояла, как и слишком общее указание «на Великой улице».

В 1788 г. церковь сильно пострадала при большом пожаре, причем сгорели иконостасы (видимо, в главной и придельной церквях) и вся церковная утварь. В результате храм был упразднен.

В поисках нахождения церкви сравнивались близкие по времени графический источник и описание церкви.

Это известный план Пскова 1740 г. и офицерская опись соборной Георгиевской с Болота, или у Острой лавицы, церкви, относящаяся к 1763 г.

Благодаря описанию офицерской описи на расстоянии «от Крому» (1/4 версты) и описанию казенного двора, располагавшемуся при соборе и выходившего одной из своих сторон на улицу, шедшую от канцелярии к Торгу, удалось установить, что церковь Георгия на Болоте – это храм, обозначенный на плане 1740 г. севернее церкви Михаила Архангела. Такая локализация подтверждается изображением на иконе Жиглевича.

Фрагмент Иконы Жиглевича
26. Церковь Георгия с болота ("ц. георгин"). 1370; 27. Церковь архангела Михаила ("ц. а. михаила" ). 1339. Колокольня построена во второй половине XVII в.; 28. Церковь Зачатия ("зачатья"); 29. Церковь Василия Великого на горке ("Василий"); 30. Церковь Одигитрии на подворье Псково-Печерского монастыря ("печерское подворье"). 1685; 31. Церковь Николы со Усохи ("Николае"). 1535; 32. Подворье Святогорского монастыря ("святогорское подворье"); 33. Церковь Алексея Человека божия ("алексии человек божий")

На плане Пскова, относящемся к концу XVIII в., церковь значится среди других приходских храмов, обозначенных общей цифрой.

Важно, что здесь показаны примыкающие к церкви с запада строения, доходившие до перекрестка с Великолуцкой улицей. Летописи под 1370 годом упоминается о построении каменной церкви св. Георгия на болоте (Болото или лужа против Гауптвахты засыпано в 1818 году, при новом мощении площади), от которой на Восток начинался Боловинской конец города, впоследствии названный Петровским.

Фрагмент плана Пскова 1821 года

Эта церковь занимала то место, где позже располагалась Гауптвахта и каменный дом купца Воскобойникова на пересечении Великолуцкой и Петропавловской улиц. Церковь с 1783 года была упразднена, и многие старожилы псковские еще долго помнили ее. Из остатков ея сохранилось что-то вроде кладовой, длинной, но не высокой, со сводами и с небольшою дверью с двумя, по обеим сторонам ея, окнами. Эти остатки из крупной, тесаной плиты, древней архитектуры; они по упразднении самой церкви, вошли в состав обширного здания купца Воскобойникова.

Следовательно, вполне возможно, что двор церкви с казенными и другими строениями когда-то действительно выходил на Великую улицу – предшественницу Великолуцкой. По плану 1740 г. церковь удалена от храма Михаила архангела примерно на 60 – 65 саженей, а от мостов через Великую и Пскову – приблизительно на равные расстояния (около 125 саженей).

Сравнение старых планов с современной планировкой города позволяет считать, что остатки церкви находятся в культурном слое в южной части площади Ленина, к западу от южного крыла здания Педагогического университета.

В XIV – XV вв. церковь Георгия располагалась в центральной части территории, огражденной стеной 1309 г.

План Пскова в конце XV в начале XVI в. 1740 года в публикации Н.Ф. Окулича-Казарина «Новые данные по топографии города Пскова.
3 – Георгия на Болоте; 11 – Михаила и Гавриила архангелов

Годовиков отметил положение церкви Георгия приблизительно , показав ее там, где на плане 1740 г. рядом с прудом у артиллерийского двора были обозначены церкви. В XIX в. существовала ошибочная версия считать этот пруд остатками Болота.

Березовский указал, что церковь находилась раньше на пересечении Кожевенной (Петропавловской) и Великолуцкой улиц, возле здания гауптвахты, что близко нашей локализации. Церковь Георгия была местом, откуда в 1319/1320 г. начался пожар в Застенье.

В 1370 г. была выстроена каменная церковь, а в 1386/1387 г. произошла почему-то повторная закладка каменной церкви. Правда, полностью известие 1386/1387 г. представлено только в П3Л, причем только в Строевском списке, да и там зачеркнуто тонкой волнистой чертой.

Возможно, речь идет о другой церкви Георгия (придел к церкви Воскресения в Домантове стене?). В 1459(1450) г. церковь Георгия была одним из крайних объектов пожара.

Новая каменная церковь Георгия была выстроена в 1493 г. Церковь Георгия на Болоте была древнейшим храмом (единственным) Остролавицкого конца. Никаких следов церкви на поверхности не осталось.


Примерное месторасположение церкви Георгия на Болоте


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru