Дом жилой по ул. Вокзальная, д. 34

Назад

Дом жилой

г. Псков, ул. Вокзальная, д. 34

Историческая справка

По данным паспорта ГП БТИ, здание было возведено в 1907 году. Однако, на плане расположения зданий станции Псков, датированном 1909 годом, оно обозначено не было. Косвенно это может указывать на то, что первоначально здание не относилось к постройкам, принадлежащим железнодорожному ведомству.


План Пскова 1930 г. Фрагмент.


Фото времен Великой Отечественной войны.
Вид на Стахановскую улицу (бывший Александровский бульвар) с водонапорной башни за вокзалом
Справа на заднем плане Троицкий собор

Оно располагалось на территории посада в 166 квартале города Пскова в районе Ново-Пановой слободы за полосой отчуждения железной дороги и входило в состав частного обывательского домовладения. Домовладение занимало участок на пересечении Александровского бульвара (ныне ул. Стахановской) и ул. Вокзальной.

Восточный фасад. Общий вид со стороны ул. Вокзальной.

Каменный двухэтажный дом, превосходивший по габаритам другие постройки домовладения, был поставлен на перекрестке улиц, что нашло отражение в архитектурном решении его фасадов. Декоративную отделку получили два уличных фасада здания (восточный и северный).

Фасады, обращенные вглубь дворовой территории, остались без отделки. Парадный вход в здание был устроен со стороны ул. Вокзальной, вход на дворовую территорию – со стороны Александровского бульвара.

Западный фасад. Общий вид.

На плане 1930 года обозначены две небольшие пристройки, примыкавшие к дворовому фасаду главного дома. Они же зафиксированы и на аэрофотосъемке, выполненной в августе 1943 года. Вероятнее всего, в пристройках размещались дополнительные входы в здание со стороны двора («черный» вход, туалеты «свободного падения», веранда и т.д.).

Градостроительная ситуация в жилых кварталах, расположенных напротив железнодорожного пассажирского вокзала, существенно изменилась в послевоенный период в связи с расширением Вокзальной площади и прокладкой трассы ул. Яна Фабрициуса.

В начале 1970 годов, после возведения дома № 36 по ул. Вокзальной, участок трассы ул. Стахановской у пересечения ее с ул. Вокзальной был перекрыт и исторический перекресток, зафиксированный планами г. Пскова начала XX века, перестал существовать.

Дом № 34–а, наряду с послевоенными постройками, оказался включенным в рядовую застройку ул. Вокзальной, утратив при этом свое первоначальное градостроительное значение.

генплан

В послевоенный период дом находился на балансе Псковской дистанции сигнализации и связи Министерства путей сообщения.

К 1991 году расположенная в здании телефонная станция была выведена и постройка до 2005 год, оставаясь в ведении ОАО «РЖД» (филиал «Октябрьская железная дорога»), неоднократно меняла функциональное назначение своих помещений.

С 2005 года используется в качестве общежития коридорного типа Псковской дистанции гражданских сооружений.

Основные архитектурные особенности

Здание расположено на ул. Вокзальной напротив сквера, разбитого между железнодорожным и автобусным вокзалами. Главный фасад с парадным входом ориентирован вдоль ул. Вокзальной.

Здание каменное (известняковая плита, кирпич), двухэтажное, в плане образующее прямоугольную трапецию. Крыша сложной формы (в основе двускатная конструкция с вальмами).

Фасад со стороны ул. Вокзальная. Фрагмент.

Композиция главного восточного фасада решена в 9 осей. На четвертой оси слева расположен парадный вход в здание. Ось парадного входа делит фасад на две неравные части.

Правая и левая части фасада отличаются различным ритмом оконных проемов, определяемым шириной межоконных простенков: слева они более узкие, чем справа.

Северный фасад. Общий вид.

Все окна фасада имеют одинаковые габариты, форму и декор в пределах каждого из этажей: в уровне 1-го этажа - профилированные рамочные наличники, опирающиеся на ступенчатый подоконный цоколь, в уровне 2-го этажа - профилированные рамочные наличники с ушками и сандрики в форме полочки.

Горизонтальные элементы композиции, помимо ступенчатого цоколя, представлены широким профилированным междуэтажным поясом, фризом с рядом дентикул и венчающим карнизом.

Северный фасад. Общий вид.

Северо-восточный угол здания, ранее обращенный в сторону перекрестка, поэтажно закреплен лопатками. В уровне 1-го этажа они декорированы филенкой, в уровне 2-го этажа - каннелюрами. Северный фасад решен в 4 оси. Композиционный центр отсутствует. Габариты оконных проемов и декор (наличники, тяги, лопатки) такие же, как на восточном фасаде.

Западный фасад. Фрагмент.

Западный дворовый фасад искажен поздними перестройками. Его первоначальная композиция читается недостаточно четко. Наиболее хорошо сохранилась трех-осевая часть фасада, расположенная справа от «черного» входа.

Над двумя оконными проемами слева от «черного» входа сохраняется ступенчатая горизонтальная тяга (возможно, след утраченной одноэтажной пристройки).

Западный фасад. Фрагмент.

Единственным элементом декора дворового фасада является венчающий карниз и гладкий фриз с рядом сухариков. Карниз с фризом обрываются в начале щипцового завершения левой части фасада.

По-видимому, эта часть дворового фасада, после утраты двухэтажной пристройки, подверглась наиболее значительным перестройкам и, в настоящий момент, без проведения дополнительного натурного исследования, плохо поддается реконструкции.

Боковой фасад

Южный фасад также значительно пострадал от неоднократных перестроек. В настоящий момент левая его часть представляет глухую стену, правую прорезают два оконных проема (по одному в уровне каждого из этажей).

Габариты окон близки к габаритам первоначальных оконных проемов главного фасада. Декор на фасаде ограничен широкой горизонтальной тягой, являющейся продолжением фриза главного и дворового фасадов.

Первоначальная планировка здания фиксируется лишь в пределах капитальных стен. Продольная стена делит пространство дома в направлении север-юг на две примерно равных части.

Фрагмент металлического лестничного ограждения.

Двумя поперечными стенами выделено пространство лестничной клетки в уровне 1-го и 2-го этажей и примыкающего к ней вестибюля в уровне 1-го этажа. Лестница каменная (бетонная) одномаршевая по закрытым металлическим косоурам.

Сохраняется фрагмент кованного лестничного ограждения. Первоначальные габариты помещений и пространственные связи из-за частых внутренних перепланировок здания читаются плохо.

Междуэтажная лестница.

На чердаке сохраняются фрагменты первоначальной деревянной конструкции крыши, фиксирующие уровень уклона скатов.

Общие габариты в плане: 25,25 (23,45) м х 12,9 м. Высота помещений: 1 этажа – 2,42 м., 2 этажа – 3.0 м; Фундамент – ленточный бутовый; стены – известняковая плита, кирпич; перекрытия - деревянные; перегородки – кирпичные, дощатые; лестницы – бетонные по металлическим косоурам; крыша - деревянная стропильная система, шифер; наружная отделка – штукатурка, побелка; полы – бетонные, керамическая плитка, деревянные, линолеум; двери – деревянные; отделка помещений- штукатурка, побелка, обои, окраска, керамическая плитка, гипсокартон.

Общие сведения

Единственный сохранившийся образец неоклассицизма начала XX века в застройке Привокзального района г. Пскова. Фиксирует на местности градостроительную ситуацию, сложившуюся в квартале к 1920-м годам и утраченную к 1970-м года.


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru