Палаты Поганкиных в Пскове

Назад

Палаты Поганкиных

г. Псков, ул. Некрасова, 7


Историческая справка

Здание палат построено в 1671-1679 г.г. псковскими каменщиками по заказу крупнейшего псковского купца, второй половины ХVII в. Сергея Ивановича Поганкина.

Представитель верхушки, псковского, купечества, Поганкин часто занимал выборные должности: с 1653 г. - голова псковского кружечного двора, с 1658 г. - псковского денежного двора, с 1680 г. - московского, мытенного двора, с 1688 г. - Псковского таможенного двора.

В декабре 1679 г. он был зачислен в гостинную сотню, куда кроме него вошли два его сына - Яким и Иван и внуки Семен и Григорий.

В ХVII в. двор располагался в черте Окольного города, на Полонище, в Мокролужской сотне.

Двор имел замкнутый характер, постройки располагались по его периметру.

Здание имело "П"-образную форму плана. Западная его часть была трехэтажной, южная - двухэтажной, восточная - одноэтажной.

Над каменным объемом возвышалась тесовая кровля.

Помещения первого и второго этажа имели сводчатые перекрытия, третьего - деревянные плоские потолки, полы в первом этаже были каменными, во втором и третьем - деревянными.

Второй и третий этаж отапливались печами. Здание имело, два крыльца -каменное на отлете с нижним и верхним рундуком на столбах; и; лестничным маршем у западной части здания и каменно-деревянным в юго-восточном углу южной части здания.

В южной части двора размещалась палаты, в северо-западной - каменный, флигель, между ним и палатками - каменные парадные ворота, северную часть двора занимали деревянные, хозяйственные постройки.

Знаменитые П о г а н к и н ы п а л а т ы входили в комплекс двора псковских купцов Поганкиных. Примерно до 50-х годов XVII века этот двор занимал половину нынешнего квартала, заключенного между улицами Гоголевской и Некрасовской и переулками Музейным и Комсомольским. Во второй половине XVII века он занял весь этот квартал. На нем, несомненно, кроме палат, было еще много подсобных деревянных, а может быть и не только деревянных, строений.

Прямо против западной, высокой части, на другой стороне Большой (теперь Некрасовской) улицы (ширина которой в старину в этом месте была всего около шести метров) стояла приходская церковь Похвалы богородицы на Романихе с большой четырехпролетной отдельно стоящей звонницей (церковь эту впервые построили из камня в 1466 году, но заново перестроили в XVI веке).

Рисунок Спегальского

На улицах, окружавших двор Поганкиных, располагались сперва лишь небольшие деревянные дворы и строения небогатых посадских людей. Потом в окрестных кварталах начали вырастать каменные палаты богатых купцов, охотно оседавших на этом бойком месте. Часть этих палат сохраняется и поныне (разумеется, отнюдь не в первоначальном виде). Здесь сходились Большая улица, представлявшая собой продолжение Большого ряда Нового торга, и Великая улица, являвшаяся во все времена одной из основных артерий города.

Место их пересечения называлось Красным крестом, то есть красивым перекрестком. Вид его вполне оправдывал такое название, по крайней мере в XVII веке. Сочетания деревянных построек с блиставшими на солнце высокими каменными храмами и палатами, над которыми возвышались хоромы, вышки, сенники, гульбища, здесь были особенно разнообразны и исполнены живописных контрастов.

Палаты Поганкиных построены в 20-х или 30-х годах XVII века. Они почти полностью сохранили свою каменную часть, из состава которой уничтожены (в XVIII веке) только два крыльца и верхи каменных лестниц, выходивших в сени деревянных хором, завершавших сверху палаты. Деревянные жилые этажи над Поганкиными палатами были сломаны в 1748 году.

В палатах слиты в единое здание, одновременно возведенное, жилье хозяина палат (часть с тремя каменными этажами), жилье какого-то другого члена рода Поганкиных (вероятно, старшего сына хозяина палат), имевшего отдельную семью (часть с двумя каменными этажами), и две поварни (в одноэтажной каменной части). Над поварнями, по всей вероятности, располагались деревянные жилые хоромы для слуг.

Поганкины палаты. Вид со двора

Жилье главы семейства было решено с необычным богатством. Сени, в которые входили со двора по крыльцу, сделанному «на отлете», занимали не одно, как большей частью было принято тогда в Пскове, и не два, как было иногда, а три смежных помещения. Среднее, самое большое из них, служило парадными сенями, в левых сенях были сосредоточены непарадные принадлежности обычных сеней — отхожие места и чуланы, правые, как можно предполагать, были местом домашней молитвы.

Чуждым для купечества тогдашнего Пскова было введенное в этих палатах деление для приема гостей на две половины: мужскую и женскую. До последней четверти XVII века даже у самых богатых из псковских купцов жены и вся женская часть семьи участвовали в приемах гостей, в домашних празднествах и пирах наравне с мужчинами так же, как в среде простых посадских людей.

Гостей тоже не разделяли, принимая всех вместе — и мужчин, и женщин. Но Поганкин, числившийся официально «огородником», а на деле являвшийся уже в первой трети века самым богатым человеком в Пскове, решил в своем доме соблюдать обычаи, свойственные богатейшему московскому купечеству, которое «боярствовало» и «величалось», перенимая обычаи высшей знати. Эти обычаи требовали, между прочим, чтобы жена без особого разрешения мужа не смела показываться посторонним мужчинам и принимала гостей только женского пола в своих, предназначенных для этого помещения.

Но все же уклад жизни даже такого богатого купца, каким был Поганкин, не мог не отличаться от уклада жизни представителей феодальной знати. И мы можем догадаться об этом по устройству Поганкиных палат. Разделение гостей на мужскую и женскую части здесь не доходило до их полной изоляции. На женскую половину не было сделано отдельного хода, все гости поднимались наверх из сеней по одной лестнице, причем женщины проходили потом на свою половину через палату для мужчин.

Каждая из половин состояла из столовой палаты и палаты для увеселений. Разделялись половины сенями, из которых был ход по каменной лестнице наверх, в жилые деревянные этажи (нижняя часть этой лестницы существует и теперь). Первый этаж каменных палат под жилищем главы Поганкиных занят подклетями, служившими для хранения товаров и запасов.

Поганкины палаты. План второго этажа
1 — Сени; 2 — Клети; 3 — Производственные помещения; 5 — Помещения для приема гостей

Во втором этаже по правую сторону сеней была клеть, а по левую — две палаты, которые служили для какого-то производства, где работали наемные или кабальные люди. этом свидетельствует особое устройство этих палат. Лестницей, проходящей в стене, они соединяются с подклетями, где, видимо, хранилось сырье для производства, а может быть, и складывалась готовая продукция. В те времена, когда строились Поганкины палаты, то есть в первой половине XVII века, такие предприятия были на Руси очень редким явлением.

Поганкины палаты. План третьего этажа
1 - Сени; 2 и 3 – Помещение для приема гостей женской половины; 4 и 5 – Приемные помещения мужской половины

Рабочие руки были чрезвычайно дешевы, и предприятие, без сомнения, давало хозяину огромную прибыль. То, что Поганкин поместил эту, довольно обширную для тех времен, мастерскую на месте, обычно занимаемом клетями, где хранилось наиболее ценное имущество, показывает, как он дорожил предприятием и как ревниво скрывал его от чужих глаз.

Видимо, не случайно до нашего времени ходили по Пскову фантастические рассказы о таинственных источниках обогащения Поганкина. Для входа в эту мастерскую были устроены особые сени, но без крыльца,— лестница размещалась в самих сенях. Вторая часть Поганкиных палат — жилище его близкого родственника — имела только два каменных этажа, перекрытых сводами. Низ здесь был занят клетями, второй этаж — сенями, клетью и двумя палатами, в которых принимали гостей.

Видимо, и здесь приемные помещения состояли из отдельной столовой палаты и отдельной палаты для развлечений. Но деления на мужскую и женскую половины здесь уже не было. Крыльцо, по которому поднимались в сени второго этажа, не дошло до нашего времени, а входная дверь сеней с начала XX века превращена в окно. Из сеней проходила внутренняя лестница в деревянные этажи, служившие собственно жилищем.

Поганкины палаты. Окно

Жилые помещения обеих семей были разобщены, но по второму этажу палаты соединялись проходом. Из двухэтажной части тоже можно было пройти в мастерскую. В теперешнем виде палаты Поганкиных — суровое, почти мрачное здание. Но они выглядели совсем иначе, когда были целы их крыльца, деревянные жилые этажи, сенники, светлицы, вышки, гульбища. В первоначальной архитектуре этого здания одинаково ярко были отражены две стороны жизни его хозяев.

Неоштукатуренные, полутемные подклети с их толстыми стенами и сводами, сложенными из крепчайшей «дикой» плиты, с двойными железными дверями и ставнями на зарешеченных окнах, клети и производственные помещения, не менее надежно защищенные от пожаров и воров,— говорят о жестокой борьбе богача за сохранность и дальнейшее умножение своего богатства, о враждебных отношениях его с окружающими, об опасностях, грозивших его имуществу. Но были здесь еще и светлые, украшенные ярко расписанными изразцовыми печами, обширные палаты для гостей, были гостеприимно раскрывавшие свои лестницы крыльца, просторные покоевые горницы, широкие гульбища, с которых можно было обозреть чуть ли не полгорода.

Поганкины палаты. Окно со ставней XVII века

Бывшие приемные помещения существуют и теперь в верхних этажах здания, и это можно заметить по частым окнам третьего этажа. Но их внутренний вид очень изменился. Потолки подняты выше уровня старых, устроены совсем по-иному, оштукатурены, нет ярко украшенных изразцовых печей и узорных окончин, нет околостенных лавок и столов и других деревянных частей, входивших в постоянное оборудование палат или, как псковичи в старину говорили, в их «пазовый запас». Новая штукатурка и окраска стен портят вид палат.

Найденные в 1902—1903 годах, при приспособлении палат под музей, обломки разнообразных печных изразцов и красивые кованые дверные петли показывают, что убору интерьеров было отведено много внимания. Хорошо продуманной была общая композиция здания. Насколько теперь можно судить, она была выразительной и динамичной. Простота и лаконизм тех частей здания, которые дошли до нашего времени, как нельзя лучше сочетались с расчлененностью, сложностью, а может быть, даже изукрашенностью верхних деревянных этажей и крылец, и, таким образом, в чисто эстетическом отношении они были вполне оправданы и необходимы.

В середине 90-х ХVП в, после смерти С.И. Поганкина, двор перешел во владение его сына Ивана, в 1710 г., после смерти Ивана, во владение внука. - Григория Юрьевича Поганкина. Но уже в 1711 г. после морового поветрия и смерти последнего - остался выморочным.

В том же 1711 г. владельцем двора становится Новгородский вице-губернатор Яков Никитич Корсаков. В том же 1711 г. палаты были сданы Корсаковым в аренду Главной провиантской канцелярии, и в них разместился провиантский, и артиллерийский склады военного ведомства.

С 1711 г. по 1747 г. военное ведомство арендовало здание. В 1715 и 1737 г.г. предпринимались попытки его покупки, но оба раза сделка не состоялась.

Лишь в 1747 г. здание было куплено Главной провиантской канцелярией за 2 тыс. руб. Причина покупки заключалась в том, что за эти 36 лет ни владелец, ни арендаторы не вкладывали деньги в его ремонт и здание пришло в аварийное состояние: "на доме кровля ветхая, местами гнилая, даровата только на половине, а на другой кроме быков и перекладов, как погнили, и вовсе крышки нет, отчего в пяти полатах каменные двои своды разселись и имеется теча, а в трех от мокроты показалась чернь и течь, в пяти и с полатах: полов нет..."

Рисунок здания со стороны двора, приложенный к археологической записке о Поганкиных, составленной краеведом К.Г. Евлентьевым в 1870 году

Осенью 1747 г. решено было начать ремонт. Для определения объема предстоящих работ в сентябре в Псков из Петербурга прибыл "архитектурии гезель" Иван Сляднев, которым были составлены план и смета на ремонт палат" (План И. Сляднева 1747 г. - первое из известных изображение палат).

По смете И. Сляднева предполагалось разобрать каменный верхний этаж трехэтажной части здания, разобрать в двух помещениях двухэтажной части своды и стену между ними, сделать деревянные потолки, починить крышу и сделать тесовое покрытие, заложить часть окон, починить крыльца, каменные полы в помещениях нижнего этажа, построить два новых амбара на месте прежних, на месте бани построить новую караульню. Сумма ремонта определялась в 2582 руб. 22 коп. Но из-за отсутствия необходимых: средств к ремонту не приступили ни в 1748 г. ни в 1749 г.

В июне 1750 г. палаты были вновь осмотрены представителем Главной провиантской канцелярии генерал-правиантмейстером Хомутавым. В результате была составлена новая ведомость на ремонт.

В отличие от И. Сляднева Хомутов предлагал не разбирать верхний этаж и своды второго этажа, лишь починить их, вычинить полы в помещениях нижнего этажа, разобрать печи, заложить все окна на уличных фасадах, починить крышу и покрыть тесом, разобрать крыльца и сделать на их месте пологие деревянные пандусы, разобрать каменный флигель. Всю каменную работу выполнять из материала, полученного от разборки флигеля.

В июле 1750 г. в Псков прислан указ о ремонте палат в соответствии с данной ведомостью Хомутова с пометой "чинить в силе сего указа". Тогда же, в 1750 г. начался ремонт. Каменные работы были закончены к сентябрю 1751 г.

В 1751 году при ремонте провиантского склада сломали парадное крыльцо палат и сделали простой деревянный вход (пандус), чтобы таскать тюки, мемки и катить бочки.

В результате ремонта в здании утрачены деревянные потолки в помещениях верхнего этажа трехэтажной части здания, дубовые паркетные полы в помещениях второго и третьего этажа, изразцовые печи. Во время этого ремонта были вычинены конструкции крыши и сделана новая тесовая кровля, полностью разобраны оба крыльца палат, уничтожен каменный флигель, деревянные заборы и баня.

В августе 1754 г. ремонт закончен полностью. Здание приспособили, под склад, каковым оно оставалось до конца XIХ в.

С права в углу, - один из входов в первый, подвальный этаж для хранения товаров и переработки сырья. Поражает глубина и огромные размкры подвалов, перкрытых старинными сводами.

Следующий ремонт относится в 1828 г. В ходе его были заложены окна, тесовое покрытие заменено на чердачное, кроме того в это время уничтожены каменные воротя ХVII в. у северного торца, трехэтажной части здания, в северной части двора, на месте деревянных амбаров, построены новые каменные корпуса и караульня.

В течение XIX в, неоднократно менялось покрытие палат: черепицу сменил толь, затем гонт. Приспособление палат для нужд музея в нач. ХХ в. повлекло за собой крупные ремонтные работы.

Музей Псковского археологического общества (ПАО), открытый в 1876 году, не имел своего помещения. 7 марта 1900 года по просьбе председателя ПАО Н.И. Новосильцова Николай II распорядился передать Поганкины палаты под музей, для размещения в нем краеведческого музея.

Владелица села Быстрецова Елизавета Карловна Ван-рер-Флит пожертвовала 20 тысяч рублей на капитальный ремонт палаты. Тогда же начался ремонт здания и приспособление его для музея.

15 декабря 1902 года реставрированные палаты были торжественно освящены, и состоялось открытие музея. Псковское археологическое общество получило помещения для технической рисовальной школы (верхний этаж трехэтажной части здания), естественно-исторического музея и библиотеки (средний этаж трехэтажной части).

В 1903 г. устроена в пробитом своде деревянная лестница, соединяющая помещения второго и третьего этажа трехэтажной части здания, в 1913 г. готовое покрытие крыши заменено на черепичное.

В остальных помещениях ремонт продолжался до 1913 г.

После Великой Октябрьской социалистической еволюции в здании вновь разместился исторический музей и его библиотека. Эту функцию палаты Поганкиных сохраняют до настоящего времени.

С 1900 по 1902 г.г. в здании были раскрыты все окна и ниши, поставлены новые печи, сделаны новые деревянные потолки в помещениях трехэтажной части. Одновременно с ремонтом палат на месте древнего крыльца по проекту столичного архитектора А.П. Шишко поставили новое крыльцо в псевдорусском стиле, примыкающее к стене здания. Новое крыльцо не соответствовало ни псковским типам старинного парадного крыльца купеческих палат, ни скромно незатейливой архитектуре Поганкиных палат.

В октябре 1907 года общее собрание ПАО признало, что крыльцо «не вполне согласовывалось со стилем здания: переплет ползучей арки и средняя оконная колонна представлялись совершенно лишними».

Псковское археологическое общество не раз обращалось в Императорскую археологическую комиссию с предложением о сломе или переделке крыльца, но решения не получило.

Тогда ПАО по своему усмотрению переделало крыльцо: заложили проем ползучей арки. Сделали простую односкатную крышу, сделали карнизы, сбили лепнину на фасаде крыльца.

Парадное крыльцо вело в сени второго этажа. В 1871 году Карл Компрад заснял их. Через четыре десятилетия преподаватель Художественно-промышленной школы Владимир Гагенмейстер сделал по снимку акварельный рисунок.

Провиантскому складу, в отличие от жилых покоев Поганкиных, не требовалось столько света, и многие окна палат заложили, особенно в уличных фасадах.

Для музея, нуждающегося в естественном освящении, все заложенные окна раскрыли.

Их оказалось 105. Музею потребовалось и отопление, так что на крышах появились печные трубы.

ПАО отвело под музей комнаты верхнего этажа двухэтажной части палат. В музей вело не парадное крыльцо, а вход на стыке двухэтажного флигеля с трехэтажным.

В центре снимка справа - дверь с лестницы в первую комнату музея, отведенную для этнографии. Ее роспись закончилась лишь в 1908 году. Дверь в правом углу и шесть ступенек вели в светелку, увешанную портретами.

Проем в противоположной стене первой комнаты открывал анфиладу помещений музея. Снимок сделан позднее предыдущего, когда и в первой комнате появилась витрина с экспонатами этнографического отдела.

В витринах второй комнаты музея – археологические находки, в том числе найденные при раскопках членами ПАО А.А. Заборовским, Е.И. Исполатовым, Ф.А. Ушаковым… Изразцовая печь в левом углу сохранилась до наших дней.

На крупноформатном снимке Отто Парли запечатлена первоначальная экспозиция второй комнаты, подготовленная к открытию музея. Экспонаты разложены без витринных шкафов, которые еще не изготовили.

В третьей комнате музея - коллекция монет и медалей. В шестигранной витрине – старинные грамоты: письма А.П. Ганибалу, документы С.И. Поганкина… Над проходом – посмертная маска А.С. Пушкина.

Повернув из третьей комнаты налево, попадаем в четвертую комнату музея. Здесь разместили памятники церковной старины: икон, богослужебную утварь, рукописные и старопечатные книги, колокола...

С той же лестницы, ведшей в музей, справа первую комнату второго этажа трехэтажного флигеля ПАО отвело под свою библиотеку. Снимок М.И. Герасимова запечатлел ее до ремонта.

За библиотекой, во второй, угловой комнате, - зал заседаний ПАО, называемый кабинетом Ван-дер-Флит в благодарность за их дары музею и крупные денежные пожертвования.

Самое большое помещение третьего этажа и соседние комнаты достались в 1902 году рисовально-техническим классам. Узкий проем в стене справа служил выходом на внутристенную лестницу.

9 августа 1903 года перед осмотром Поганкиных палат императорскую чету приветствовали дети «2 Майского союза» из села Елизаветина близ Черской, а также псковская вольная пожарная дружина.

Огромный ущерб зданию был нанесен во время Великой Отечественной войны.

В результате взрыва бомбы в 1944 г. была разрушена северная часть здания, торцовые помещения второго и третьего этажа почти полностью утрачены (сохранялась лишь их южная стена), в угловом помещении второго этажа трехэтажной части здания обрушился, свод, деформировалась стена.

В результате ремонтно-реставрационных работ 1949-1952 г.г. восстановлены помещения в северной части здания, закреплена металлическими связями стена соседнего помещения, восстановлен свод и закреплена связями стена в угловом помещении второго, этажа, восстановлена крыша.

Каменное крыльцо 1902 года при этом убрали. Главный вход в палаты получил временное деревянное крыльцо. Через 10 лет его заменили новым, но тоже деревянным.

При раскопках обнаружили основание древнего каменного крыльца. Его воссоздали в 1997 году по проекту псковского архитектора Владимира Никитина в формах, соответствующих облику старинных палат.

Долго пустовавшее место южнее Поганкиных палат взяло в аренду псковское общество велосипедистов и 26 декабря 1907 года открыло здесь каток. Эта первая в городе спортивная площадка использовалась и летом.


Основные архитектурные особенности

Поганкины палаты (20-30-е годы XVII века) входили в комплекс двора псковских купцов Поганкиных.

Со второй половины XVII века двор занимал целый квартал.

На другой стороне Большой (ныне Некрасовской) улицы, ширина которой в старину в этом месте была около 6 метров, стояла приходская церковь Похвалы богородицы с большой четырехугольной, отдельно стоящей, звонницей. Здесь, в очень оживленной, многолюдной части города, сходились Большая улица, представлявшая собой продолжение Большого ряда Нового торга, и Великая улица, являвшаяся во все времена одной из основных дорог города. Место их пересечения называлось "красным крестом", то есть красивым перекрестком.

Палаты Поганкиных расположены в историческом центре г. Пскова, в черте Окольного города, на Полонище, на углу ул. Некрасова, Музейного пер. и ул. Гоголя .

Это каменное, П-образное в плане здание" Строительный материал - местная известняковая плита на известковом растворе, стены обмазаны и побелены. Здание состоит из трех объемов:

План I этажа. План II этажа

трехэтажного (западный корпус), двухэтажного (южный корпус) и одноэтажного (восточный корпус).

Объемную композицию дополняет деревянное крыльцо на дворовом фасаде, западного корпуса.

Крыша четырехскатная, покрыта оцинкованным железом, с перепадами по высоте, соответствующими этажности здания.

Архитектурный облик фасадов характеризуется аритмичным расположением оконных проемов. Их размещение, размеры и формы продиктованы функцией внутренних помещений.

Формы проемов разнообразны в жилых помещениях: широкие с лучковыми перемычками, наружными четвертями и ставнями. В служебных помещениях (подклетах, внутристенных палатках и лестницах) оконные проемы меньших размеров. Все наружные дверные проемы нижнего и среднего этажей расположены на дворовых фасадах.

Западный корпус имеет в нижнем этаже (подклете) шесть помещений, связанных анфиладой по центральной продольной оси. Помещения № 2 и № 4 перекрыты коробовыми сводами, остальные - сомкнутыми с распалубками над дверными и оконными проемами, полы бетонные и дощатые.

Интерьер. Помещение № 4. Фото Кургина Г., 1982 г.

Помещения № 2 а, № 4 имеют выходы во двор, в южной стене помещения № 6 - внутристенная лестница в средний этаж.

Оконные проемы в четырех помещениях (№ 1, 3, 5 и 6) сохраняют металлические решетки.

Дверные проемы растесаны, сохраняют лишь наружные четверти с металлическими подставами.

Внутристенная лестница, Фото Кургина Г., 1982 г.

В помещениях большое количество ниш - от двух да четырех в каждом помещении. Стены оштукатурены и побелены.

В среднем этаже западного корпуса также шесть помещений, связанных анфиладой по продольной оси. В помещении № 3 - дверной проем с откосами и наружными четвертями, ведущий на крыльцо.

Оконные проемы с откосами и наружными четвертями, некоторые из них сохраняют металлические решетки и подставы для навешивания ставен.

Две лестницы соединяют помещения среднего этажа, с верхним.

Одна из них в помещении № 3 - каменная внутристенная, другая в помещении № 4 - поздняя, деревянная, устроенная в пробитом своде.

Деревянная лестница. Фото Кургина Г., 1982 г.

В помещениях №№ 2, 4 и 5 сохраняются внутристенные печные чуланчики, в помещении № 4 - два отхожих места в толще западной стены и два внутристенных чуланчика.

Полы в помещениях 5 и 6 поздние, кирпичные в "елочку", в остальных - дощатые. Стены оштукатурены и побелены.

В верхнем этаже западного корпуса пять помещений, связанных анфиладой, с деревянными плоскими перекрытиями по балкам. В помещении № 2 (столовая или "крестовая" палата) несущая балка перекрытия опирается на центральный, каменный столб, украшенный валиковыми разводами.

Оконные проемы с лучковыми перемычками, откосами и наружными четвертями.

Полы поздние, паркетные. В помещении № 3 внутристенная лестница на чердак и две внутристенных палатки (отхожие места).

Южный корпус в нижнем этаже имеет пять помещений. Четыре из них перекрыты сомкнутыми сводами с распалубками над дверными и оконными проемами и нишами. Небольшая палатка, (помещение №. 7) перекрыта коробовым сводом. Полы дощатые.

Помещения № 8, 9 и 11 имеют выходы во двор, дверные проемы сохраняют откосы и наружные четверти.

Три оконных проема южного и восточного (уличных) фасадов небольшие по размерам, проемы на дворовых фасадах идентичны оконным проемам среднего этажа с откосами, наружными четвертями и металлическими решетками.

В некоторых из них сохранились металлические подставы для навешивания ставен. В среднем этаже - семь анфиладно расположенных помещений.

Интерьер II этажа. Фото Кургина Г., 1982 г.

Помещения № 7 (встроенная лестница) и 7 б (светелка) перекрыты коробовыми сводами, остальные - сомкнутыми с распалубками над дверными и оконными проемами и нишами. Полы во всех помещениях дощатые.

Оконные проемы идентичны проемам западного корпуса. В помещениях №№ 7 и 10 - печные чуланчики с подставами для металлической двери; в южной стене помещения № 9 - внутристенная лестница на чердак и внутристенная палатка (отхожее место).

В помещениях №№ 9 и 10 находятся изразцовые печи, изготовленные в начале XX в. учащимися промышленно-художественной школы Фан-дер-Флита. Восточный корпус: ("поварня")- одноэтажный, состоит из двух помещений, перекрытых сомкнутыми сводами с распалубками над проемами и нишами. Полы дощатые.

Интерьер I этажа. Помещение № 13. Фото Кургина Г., 1982 г.

Оконные проемы с арочным завершением, откосами и наружными четвертями, в помещении № 13 - сохраняется металлическая оконная решетка.

Основные габариты: длина - 43 + 54 + 36 м ширина - 13,5 м высота - 16 м. Высота помещений нижнего этажа - 3,7 м. Среднего этажа - 4м верхнего этажа - 3,7м.


Общие сведения

Строительство этого жилого здания явилось для своего времени своеобразным итогом ряда строительных периодов в развитии древнепсковского каменного жилого зодчества ХVII в.

В этом памятнике сосредоточены лучшие конструктивные и художественные достижения псковских каменщиков в их более чем полувековом поиске удобных форм нового каменного жилища, в те годы еще мало распространенного в России.


Предметы особой охраны

Деревянная лестница, своды


Современные интерьеры залов Поганкиных палат

Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru