Монастырь св. Духа Иглин (Ыглин, Глин)

Назад

Монастырь св. Духа Иглин (Ыглин, Глин)

г. Псков, Завеличье

Монастырь сошествия Св. Духа Иглии (Ыглин, Глин) находился на Завеличье. Об этом свидетельствуют источники XV–XVII в.в. Основан он, судя по датам (середина 80-г годов XV века), вероятно, при князе Пскова Ярославе Васильевича Оболенском. В 1484 г. была сооружена монастырская каменная церковь св. Духа.

Точное месторасположение монастыря определить не удается. Есть мнение, что он находился где-то около ц. Климента Папы Римского. Платежная книга 1585-1587 г.г. называет его стоящим на Изборской улице.

На Завеличье в грамоте 1623 г. зафиксировано существование двух Изборских дорог (улиц).

Общее направление одной из улиц - от Паромяни к монастырю Николы на Могильнике - или для XVI в. – «от Каменные ограды» - известно.


Карта Пскова 1889 года. Составитель - губернский инженер-архитектор Сатурнин-Войцех Езеровский.
Фрагмент Губернского плана города Пскова 1862 года. Изборская улица выделена желтым цветом

Но ни на иконах с изображением Пскова, ни в описании Рижской дороги 1656 г. Ильинского монастыря нет.

Вторая проходила мимо Мироносицкого монастыря и называлась в XVI в. Мироносицкой дорогой в Глинищах.


Карта Пскова 1857 года Окулевича-Казарина. Фрагмент Плана Пскова из атласа Ильина

По всей видимости это та же дорога (ныне Коммунальня улица), что и сейчас проходит мимо Мироносицкого кладбища. Еще в середине XX века, по свидетельству Лабутиной И.К., дорога вела к д. Гнилища (глина, гнила – обычная для псковских говоров перестановка), а далее выходила к д. Крестки.


Коммунальная улица и д. Крестки на современной карте

Но и на второй Изборской улице Иглина монастыря не находим.

Зверинский, ставящий знак равенства между духовным Иглиным монастырем и монастырем св. Духа со Усохи, относит его упразднение ко времени секуляризации церковных земель при Екатерине.

Действительно, рядом земель, принадлежавших по грамоте XV в. Духову Иглину монастырю, в 1680 г. владел, как и харатейной данной, Духовский монастырь со Усохи. А.И. Васильев считал, что Иглин монастырь после 70-х годов XVII в. был переведен с Завеличья на Усоху.

Но в писцовой книге Льва Вельяминова 1680 г. все еще фигурирует Духовный девичий монастырь с Завеличья. Монастырь св. Духа со Усохи здесь не значится. Факт преемственности земельной документации, отсутствие одновременного упоминания этих монастырей в писцовых книгах, изображение на иконе Владычного креста монастыря св. Духа на Усохе – приемника земельных владений монастыря св. Духа с Завеличья – все это позволяет согласиться с мнениями Зверинского и Васильева.

Место же первоначального Святодуховского монастыря остается не определенным. Объяснение названия «Иглин» как «Ильин» не представляется убедительным, особенно для Завеличья, где существовал еще один Ильинский монастырь.

Есть некоторые основания для другого предположения. В челобитье 80-х годов XVII в. строителей и строительниц шести псковских монастырей царям Ивану и Петру Алексеевичам содержится упоминание «псковитина посадского человека», «посадника» Михаила Иголки, передавшего шести псковским монастырям «из давних лет… в поминовение» пустошь Отмену.

В числе этих шести монастырей значится и «Духа святого Иглии». Не является ли Михаил Иголка основателем монастыря? Или им был кто-то из его фамилии? Другой известный Иголка – Игнатий Федорович - занимался торговлей, был землевладельцем, выполнял обязанности посла к великому князю.

В наименовании ближайших к Пскову монастырей мы обычно не встречаем упоминания их основателей. Правда, производимые от имен собственных изредка встречаются в названиях псковских монастырей (Микитьева пустынь, Введенский Радославль монастырь, Григория Богослова Путятин монастырь), но мы не можем с достоверностью сказать, какое отношение к монастырю имели носители этих имен.

В Новгороде известты монастыри, названные по имени основателей. Видимо, такая возможность не должна исключаться и для Пскова – в частности, в отношении Иглина и других выше названных монастырей.


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru