Монастырь Образа в поле

Назад

Монастырь Нерукотворного Образа в поле

г. Псков, ул. Советской Армии, во дворе д.д. 39-а; 41-а

Восточное предание о Нерукотворном образе, более древнее, прослеживается с первой половины IV века. История связана с больным царем Эдессы (Месопотамия, современный г. Шанлыурфа, Турция) Авгарем V Уккамы и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа:

Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Так как борода после умывания водой была мокрая, то она отпечаталась в виде клина одной пряди, и поэтому этот нерукотворный образ иногда называют «Спас Мокрая Брада».

Спас Нерукотворный. Новгород Великий. Вторая половина XII

Таким образом, согласно преданию Мандилион стал первой в истории иконой. Евсевий Кесарийский в своей Церковной истории сообщает следующее:

«История Фаддея такова. Божественность Владыки и Спасителя нашего Иисуса Христа, прославляемая среди всех людей за свою чудотворную силу, привлекла тьмы людей даже из чужих, очень далеких от Иудеи стран, которые надеялись на исцеление болезней и разных страданий.

Поэтому и царь Авгарь, славно управлявший народами по ту сторону Евфрата, но мучимый болезнью, излечить которую было не в силах человеческих, узнав об имени Иисуса и Его чудесах — о них согласно свидетельствовали все, — решил умолять Его, послав гонца с письмом и просьбой об избавлении от болезни.

Спаситель не внял тогда его просьбе, но удостоил особого письма, в котором обещал прислать одного из Своих учеников излечить его болезнь и вместе спасти его и всех его близких.

Обещание это было вскоре выполнено. После Воскресения Христа из мертвых и Вознесения Фома, один из двенадцати, по внушению Божию отправляет Фаддея, принадлежавшего к числу семидесяти учеников Христовых, в Эдессу благовествовать учение Христово. Он выполнил все, что обещал Спаситель наш.

Фаддей, прибыв на место, исцеляет Авгаря Христовым словом, а всех тамошних людей поражает удивительными чудесами. Достаточно подготовив их своими делами и приведя их к почитанию силы Христовой, он стал обучать их спасительной вере.

И доныне с тех пор вся Эдесса освящена именем Христовым; она убедительно свидетельствует о милостях к ней Спасителя нашего.


На юге от Пскова, на правом берегу Великой, южнее монастыря Никития и севернее Пантелеймоновского дальнего в 1510 г. псковские священники собрались встречать великого князя, так что, по-видимому, монастырь стоял на той же дороге, что и Пантелеймоновский дальний.


Посад Пскова и окологородские поселения в XVI в. (в соотношении с современной планировкой)

Коломенский владыка Вассиан передал пожелание не встречать его «далече», и торжественная встреча с благословением владыкой поизошла на Торгу, у церкви Спаса.

Псковичи же миряне встречали князя в трех верстах от Пскова, возможно у Образского монастыря.

Монастырь находился вне посада. Основание его восходит ко времени не позднее 1469-1485 г.г., когда он упомянут в грамоте, данной шести псковским монастырям.

Местоположение монастыря определяется по существовавшей в XIX – начале XX в. деревне Поле Образа (Образчина) - от начала ул. Советской Армии до школы-интерната, хотя территория бывшей деревни уже входит в состав города.

Еще в 1910 г. здесь, в усадьбе крестьянина Ильи Степанова, были зафиксмрованы развалины церкви, а неподалеку (в усадьбе Ивана Петрова) – остатки другой постройки. Развалины имели вид холмов, заросших травой.

Эти невысокие холмы, скрывающие остатки каменной кладки, прослеживаются и сейчас, между улицами Советской Армии и Крутой набережной над р. Великой (больший – во дворе дома № 39-а, меньший – дома № 41-а по ул. Советской Армии), на расстоянии 15 м один от другого.


На современной карте красными кружочками отмечено
месторасположение монастыря Образа в поле и его колокольни

Местное население считает один холм (больший) остатками церкви, а другой колокольни. Есть все основания связывать эти развалины с Образским монастырем. В пользу такого определения говорит не только название бывшей деревни, но и ряд указаний источников XVI–XVII в.в.

Так, неоднократно отмечается, что монастырь находился над рекой Великой, в Песках. Остатки названной церкви удалены от высокого берега Великой не более чем на 20 м. Пески примыкают к Образчине с юга, а когда-то, возможно, подходили и к самому монастырю.


Холм во дворе дома № 41-а

Известно также, что монастырь находился по правую сторону от дороги, являвшейся продолжением Великой улицы, что верно и по отношению к остаткам церкви по ул. Советской Армии.

Иногда ставят знак равенства между монастырями Образа в поле и Спасским на Промежице. Действительно, праздник в честь перенесения Нерукотворного Образа называется третьим Спасом.


Холм во дворе дома № 39-а

Но в источниках есть упоминание о том, что монастырь на Промежице был посвящен Преображению Спаса. Кроме того, не удалось встретить упоминания о монастыре Образа в Поле как стоящем на Промежице, хотя такое указание всегда сопровождает упоминание монастыря Спаса.

В 80-х годах XVII в. Спасский монастырь на Промежице считался запустелым, а Образский функционировал, и по столбцам Поместного приказа известен его строитель Макарий.

Удаленность остатков монастыря Образа от р. Промежицы не менее чем на 2 км является важным аргументом в пользу существования двух разных монастырей: Образа в Поле - над Великой и Спаса Преображения на Промежице.


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru