Часовня Святой Троицы
у выходных Троицких ворот

Назад


Часовня Святой Троицы у выходных Троицких ворот

В православии день Святой Троицы отмечается на пятидесятый день после Пасхи - Воскресения Христова. В этот день состоялось сошествие Святого Духа на апостолов в Сионской горнице, которое дало ученикам Христа множество способностей, в том числе способность понимать и говорить на всех языках мира.

Икона Святая Троица дословно пересказывает сюжет, взятый из Ветхого Завета, недаром второе название этого образа - "Гостеприимство Авраама" или "Авраамово гостеприимство". Как описано в книге Бытие, в один знойный день, недалеко от своего дома рядом с дубравой Мамвре близ Хеврона, Авраам увидел трёх путников, стоящих на пыльной дороге.

Гостеприимный Авраам выбежал из шатра своего и подбежал к путникам. Признав в трёх путниках Господа Бога, Авраам поклонился до земли и воскликнул: "Владыка! Если я обрёл благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего... И принесут вам воды и омоют ноги ваши... отдохните под деревом этим, а я принесу хлеб, чтобы подкрепить сердца ваши!"

Икона Святая Троица

Усадив Троицу под сенью Мамврийского дуба, Авраам поспешил к своей жене Сарре, чтобы та приготовила опресноки, а сам повелел слугам забить и приготовить телёнка. Перед тремя путниками был поставлен стол с хлебом, маслом, молоком и мясом тельца.

Отобедав, путники призвали к себе Авраама и спросили его: "Авраам, где Сарра, жена твоя!?" Узнав, что она в шатре, один из путников сказал: "Я буду у тебя через год, и через год будет у жены твоей Сарры сын."

На усмешку и неверие Сарры, один из Троицы ответил: "Разве есть что-то трудное для Бога?" (Многими веками позднее этой же самой фразой архангел Гавриил сметёт все сомнения Девы Марии на её вопрос о возможности зачать от Святого Духа, не познав мужа своего - об этом случае говорится в описании иконы Благовещение.)

Двое из путников поднялись и отправились в Содом и Гоморру, чтобы вершить там суд Божий над греховными нечестивцами, третий из них задержался, чтобы договорить с Авраамом. Он поведал старцу о том, что от Авраама произойдёт "народ великий и сильный, и благословятся в нём все народы земли", но за это и Авраам и все его потомки должны будут "ходить путём Господним, творя правду и суд."

Как известно из Ветхого Завета, от Сарры у Авраама родился сын Исаак, а одним из потомков стал легендарный библейский царь Давид, потомком которого стали и сама Богоматерь, и Иоанн Предтеча - креститель Иисуса Христа.

Как и в других особо чтимых иконах, дословный пересказ сюжета Библии переплетён с глубокой символичностью образа Святой Троицы. На иконе Святой Троицы принято изображать Мамврийский дуб (это дерево живо и поныне, ему около 5000 лет, оно находится в Хевроне), Храмовую гору - гору Мория (место, где Авраам многими годами позднее должен был принести в жертву своего взрослого сына Исаака по велению Господа Бога, решившего испытать смирение и веру библейского старца) и сам дом Авраама.

Путники - Святая Троица представлены в виде трёх ангелов (так они названы в девятнадцатой главе первой книги Бытия), держащих в руках царские жезлы как символы их всевластия:

• Левый Ангел - Бог-Отец. Над головой Его - дом Авраамов. Как Авраам построил дом свой, так и Бог-Отец построил мир за шесть дней. Таким приёмом подчёркивается творческая сущность этой ипостаси Бога, Его заслуга основателя мира, мироустроителя и хозяина мира. Одежды его красного - поистине царского цвета.

• Центральный Ангел - Бог-Сын. Над головой Его - Мамврийский дуб как символ райского Древа Жизни. Отведав кусочек плода этого Дерева, человек обретал бессмертие. Человек, уверовавший во Христа, спасал свою душу и дарил райское бессмертие ей.

Полным символизма представляется и движение руки с чашей Бога-Отца по направлению к Богу-Сыну. "Да минует Меня чаша сия", - молился Спаситель, зная о своих грядущих мучениях в Гефсиманском саду после Тайной Вечери, - "впрочем, пусть будет так, как Ты сказал." И испил эту чашу до дна. Одет Бог-Сын в красный хитон с нашитым клавом - земное одеяние Иисуса Христа.

• Правый Ангел - Бог-Святой Дух. Над головой Его - гора Мориа как символ устремления праведной души человеческой, спасённой Христом, к райским высотам. Гора как символ непосредственной близости к Богу многократно упоминается в Библии:

на горе Синай пророк Моисей получает от Бога десять заповедей, на горе Фавор ближайшие ученики-апостолы Христа Симон Пётр, Иаков и Иоанн видят Преображение Господне - откровение всех лиц Святой Троицы, с вершины горы Елеонской состоялось Вознесение Христа.

Животворящий Святой Дух одет в зелёные одежды - символ обновления, объединения человека и Бога. На иконе Святой Троицы фигуры ангелов образуют круг - бесконечную и самую красивую гармоничную фигуру, не имеющую ни начала ни конца.

Обратная перспектива изображения трёх ангелов охватывает воображение смотрящего на икону Святой Троицы человека, приглашая его присоединиться в качестве зрителя к ветхозаветному сюжету и приобщиться к Божественному.

С благодарностью смотрят верующие на образ Святой Троицы: даже издали он ещё раз напоминает о спасительной жертве Христа: фигуры Бога-Отца и Бога-Святого Духа образуют силуэт жертвенной чаши, в которую помещён Бог-Сын, отдавший свою земную жизнь за спасение человечества от первородного греха прародителей Адама и Евы, и даровавший нам надежду на спасение.

Перед иконой Святой Троицы молятся о прощении грехов, молятся о самых важных в нашей жизни событиях, перед образом Святой Троицы исповедуются, перед ней воздают хвалу Господу.

До середины XIX в. между Приказными палатами и Архиерейским домом, известным под названием Туинской палаты, существовали Соборные ворота, древняя Троицкая часовня и остатки Довмонтовой стены.

Их снесли при строительстве здесь здания Новой консистории, которое было завершено в 1853 г. В следующем 1854 г. между Консисторией и Приказными палатами возвели каменные ворота, а слева от них - Троицкую часовню.

Фото Герасимова

Годовиков описывает ее в своей рукописи: "Св. Троицы каменная часовня с левой стороны ворот, при въезде с площади в Довмонтовскую крепость. Устроена вместо бывшей здесь ветхой." Часовня примыкала к восточной стене Приказных палат.

Над единой с воротами южной фасадной стеной, где был вход в часовню, стоял православный крест. Она упоминается в списке функционирующих часовен, составленном в 1924 г. Административным отделом ГИКа.

Часовня Святой Троицы у выходных Троицких ворот

Как использовалась часовня после закрытия неивестно. После войны в здании Приказных палат располагались облздрав отдел и Дом народного творчества, которые, взможно, использовали помещение Троицкой часовни для своих нужд.

В 1962 г. были разобраны ее односкатная кровля, северная и восточная стены. В 1965 г. выходные Троицкие ворота разобрали до основания.


Назад    Вверх страницы






Рейтинг@Mail.ru