Церковь Преображения Спасо-Преображенского
монастыря ("преображение")

Назад

Церковь Преображения Спасо-Преображенского монастыря ("преображение")

г. Псков, ул. Первомайская

Преображение Господне (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа) — описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе; праздник христианской церкви (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас).

Празднуется Православной церковью 6 августа по юлианскому или же 19 августа по григорианскому календарю. В Католической церкви празднуется 6 августа (в случае если 6 августа выпадает на будний день, то празднование может быть перенесено на следующее воскресенье). В Армянской Апостольской Церкви праздник является переходящим от 28 июня до 1 августа.

Преображение описано в каждом из синоптических Евангелий, причём описания эти очень похожи. Евангелия повествуют, что Иисус пророчески произнёс: «...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе», а спустя шесть дней взял троих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться.

Преображение Господне. (Икона, Новгород, XV век)

Там во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». При этом явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме».

Увидев это, поражённый и испуганный Пётр сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии». После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте». Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».

Преображение есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое.

Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй».


Церковь Преображения Спасо-Преображенского монастыря находилась на Запсковье внутри крепостной стены Окольного города. Ее можно увидеть на иконе Жиглевича под номером 54. Она располагалась между церковью Воскресения со Стадища и церковью Святых отцов.

42. Гремячья башня ("ворота гремяцкие"). Около 1484;
43. Неидентифицированная башня (На участке стены между Гремячьей и Ильинской башнями (построен в 1482—1484 гг.) существовало три башни: Толокнянка, Глухая и Образский захаб, но на иконе изображены лишь какие-то две из них (№ 43 и № 44), одна пропущена). Около 1482—1484;
44. Неидентифицированная башня. Около 1482—1484;
45. Ильинская башня ("врата ильинскии"). Около 1482;
46. Волковская башня. Около 1482;
47. Загряжский захаб. Около 1482;
48. Быковская башня. Около 1482;
52. Церковь Варлаама на Званице ("варлама"). 1495;
53. Церковь Воскресения на Званице или со Стадища ("воскресение"). XVI—XVII в.в.;
54. Церковь Преображения Спасо-Преображенского монастыря ("преображение");
55. Церковь Святых отцов ("церковь св. отец");
56. Церковь Козьмы и Демьяна с Примостья ("козмодемьян"). 1462—1463. Звонница построена вскоре после 1507;
57. Церковь святого Спасова образа у Жабьей лавицы ("образ..."). XVII в.;
58. Трапезная церковь Евфимия на Снетогорском подворье ("еуфим..."). XVI в. (?);
59. Церковь Богоявления с Запсковья ("святое богоявление") 1496;
60. Церковь Иоанна Архиепископа ("...епис..."). XVI—XVII вв.;
61. Церковь Евстратия (Елистрата) ("евстратий").


Предполагаемое месторасположение церкви Преображения Спасо-Преображенского монастыря


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru