Церковь Нерукотворного образа

Назад

Церковь Нерукотворного образа

г. Псков, ул. Первомайскаяя, д. 27

Историческая справка

Восточное предание о Нерукотворном образе прослеживается с первой половины IV века. История связана с больным царем Эдессы (Месопотамия, современный г. Шанлыурфа, Турция) Авгарем V Уккамы и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа:

Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Так как борода после умывания водой была мокрая, то она отпечаталась в виде клина одной пряди, и поэтому этот нерукотворный образ иногда называют «Спас Мокрая Брада».

Спас Нерукотворный. Новгород Великий. Вторая половина XII

Таким образом, согласно преданию, Мандилион стал первой в истории иконой. Евсевий Кесарийский в своей Церковной истории сообщает следующее:

"История Фаддея такова. Божественность Владыки и Спасителя нашего Иисуса Христа, прославляемая среди всех людей за свою чудотворную силу, привлекла тьмы людей даже из чужих, очень далеких от Иудеи стран, которые надеялись на исцеление болезней и разных страданий".

Поэтому и царь Авгарь, славно управлявший народами по ту сторону Евфрата, но мучимый болезнью, излечить которую было не в силах человеческих, узнав об имени Иисуса и Его чудесах — о них согласно свидетельствовали все, — решил умолять Его, послав гонца с письмом и просьбой об избавлении от болезни.

Спаситель не внял тогда его просьбе, но удостоил особого письма, в котором обещал прислать одного из Своих учеников излечить его болезнь и вместе спасти его и всех его близких.

Обещание это было вскоре выполнено. После Воскресения Христа из мертвых и Вознесения Фома, один из двенадцати, по внушению Божию отправляет Фаддея, принадлежавшего к числу семидесяти учеников Христовых, в Эдессу благовествовать учение Христово. Он выполнил все, что обещал Спаситель наш.

Фаддей, прибыв на место, исцеляет Авгаря Христовым словом, а всех тамошних людей поражает удивительными чудесами. Достаточно подготовив их своими делами и приведя их к почитанию силы Христовой, он стал обучать их спасительной вере.

И доныне с тех пор вся Эдесса освящена именем Христовым; она убедительно свидетельствует о милостях к ней Спасителя нашего.


Псковские летописи отмечают под 1487 г.: "В лето 6995...того же лета бысть мор во скове, да церковь поставиша на Запсковье у Жабьи лавицы во имя Нерукотворенного Образа и совершили однем днем и осветили, месяца августа 26 день однодневная деревянная".

"В лето 6995... того же лета бысть мор велик в Пскове, тогда поставиша две церкви, Святого Образа господа Исуса Христа да святую мученицу Анастасию." В 1540 г. летопись отмечает, что 13 сентября ц. Образская на Запсковье в пожар не пострадала.

Фрагмент плана г. Пскова составленный на основании летописи, актов и старинных чертежей и планов 1581, 1694, 1740, 1778, 1821, 1829, 1896 гг. действительным членом ПАО Ф.А. Ушаковым
6 – Нерукотворного Образа;
7 – Святоотецкий;
8 – Св. Пророка Ильи;
9 – Козьмы и Дамиана у Примостья;
10 – Спасский Надолбин монастырь;
11 – Воскресенье со Стадища

"При пожаре на Запсковье "только бог ублюде, храма образа господня деревянные церкви". Когда сгорела деревянная 1487 г. и когда построена каменная ныне существующая, неизвестно. В "скаске" 1745 г. значится "Нерукотворенного образа с Запсковья, что у Ильинских ворот", при ней значится 25 приходских дворов.

Клировые ведомости отмечают, что в 1852 году архиеписков Платот распорядился ее разобрать. Церковь была предназначена к разрушению и почти до половины разобрана. Начавшуюся разборку приостановили по просьбе прихожан Богоявленского храма, собравших средства на возобновление Образской церкви.

В 1857 году она восстановлена. К этой дате следует отнести сооружение плоского (ныне существующего) перекрытия, декоративного барабана с главою. Дверной проем, ведущий из притвора в южный придел растесан позже, при этом нарушены две погребальные ниши в южной стене притвора.

В 1960 г. здесь проводились архитектрно-археологические исследования. Раскопы подтвердили существование четырех столбов. Произведена реконструкция интерьера четверика: сооружено врменное перекрытие. Здание приспособлено под торговую контору и склад.

Обмеры и материалы исследования хранятся в архиве ПСНРПМ. исполнитель исследования Б.С. Скобельцын. В Пскове первую церковно-приходскую школу открыли 8 октября 1898 года при Образском храме, построив для нее одноэтажное каменное здание возле церкви.

Основные архитектурные особенности

Церковь Нерукотворного образа расположена на углу улиц Первомайской и Труда. В былые времена здесь находилось болото, называемое "жабьей лавицей", в наши дни оно засыпано землей, образовав небольшую площадь и лишь с севера-восточной стороны сохранились остатки заболоченной местности.

Вид с юго-восточной стороны. Фото Б. Скобельцына. 1981 г.

К основному кубическому объему четверика примыкают: с востока пониженный объем полуцилиндра апсиды, с запада - притвора с крыльцом, имеющим большие проемы, заложенные в южной и северной стенах; с юго- придел с прямоугольной апсидой и палаткой над ним с декоративным барабаном и главой луковичной формы.

Вид с запада. Фото Б. Скобельцына. 1981 г.

На западной стене придела возвышается трехстолпная звонница со скругленными в ссредней части столбами и щипцовым завершением, покрытым двухскатной кровлей, она смещена к юго-западному углу стены. Это придает объемной композиции особую живописность. Декор фасадов скромный.

Металлический крест главы четверика. Фото Б.Скобельцына. 1961 г.

На южном и северном фаасадах четверика (в западных частях) сохранилось по две лопатки, третья на северном фасаде в верхней части выровнена со стеной. На южной стене палатки нишка с килевидной арочкой, небольшая ниша на щипце звонницы, на крыльце и вратах столбы с широкими канелюрами.

Интерьеры. Четверик - бесстолпный, одноапсидный храм с плоским перекрытием (деревянным), на которое опирается декоративный барабан с главой луковичной формы и металлическим крестом.

Вид С севера 1972 год

На южной и северных стенах большие оконные проемы с арочными луковичными перемычками (симметричные). Дверной проем у юго-западного угла, ведущий из четверика в южноый придел. В северной стене еще малый проем, переделанный из дверного и также симметричный южному приделу.

В апсиде два оконных проема. Южный придел со светелкой над ним перекрыт коробовым сводом с распалубками над оконными проемами. В восточной части придела сохранился керамический пол XVII в. аналогов этому полу среди псковских церквей и гражданских построек нет.

Рисунок пола составлен из пяти элементов: квадратов, ромбов, параллелограммов и узких прямоугольников из которых составлены полосы ограничивающие дорожку, идущую вдоль по центру придела от западной стены до апсиды.

Сама дорожка состоит из параллелограммов, ромбов и треугольников. По обе стороны полы выложены из квадратов. Цвета изразцов пола: красновато-коричневатый (терракота), темно-коричневый и светложелтый (стронциановый).

Фото: 2014 год

Такой пол, составленный из разноцветных изразцов придавал строгому интерьеру нарядность. Сохранившаяся часть пола, при реконструкции была засыпана слоем песка 10-15 см, после чего был настлан досчатый пол.

Южный фасад придела и светелки сохранился в первозданном состоянии. Два оконных проема с лучковыми арочными перемычками.

На светелке два малых (щелевых) оконных проема и между ними ниша с килевидной арочкой. Светелка имеет двускатную крышу, декоративный барабан с главой и металлическим крестом.

Вид с запада. Фото 1972 год

На западной стене южного придела трехстолпная звонница со скругленными в средней части столбами и щипцовым заверешением, покрытым двухскатной кровлей, она смещена к юго-западному углу стены. С запада к четверику примыкает притвор, его центральная часть перекрыта коробовым сводом, покоящимся на двух боковых коробовых сводах, перпендикулярных к центральному.

В северной стене притвора две глубокие погребальные ниши. Кладоискателями погребения были нарушены. Ниши южной стены были нарушены при растеске в стене дверного проема, соединяющего притвор с южным приделом.

План церкви. Обмер Б. Скобельцына, Л. Войцыховской. 1960 г.

В западных стенах четверика и притвора дверные проемы. Притвор имеет двухскатную крышу. К западной стене притвора примыкает крыльцо, над большими проемами, заложенными в южной и северной стенах, в западной с уменьшенным проемом, бровки в виде валиков.

В южной стене дверной проем, ведущий на лестничный всход к светелке. На крыльце и вратах столбы с широкими каннелюрами; столбы подобной формы на вратах Стефановской церкви Мирожского монастыря. Строительный материал - известняковая плита. Памятник обмазан и побелен. Габариты: длина - 30 м, ширина - 20 м. Высота церкви до креста 18.24. Крест - 2 м.

В 2000 г. храм передан Церкви. Его восстановлением занялся настоятель церкви св. Николая из Виделебья игумен о. Андроник (Некрасов). В храме открыт придел, в котором проводятся постоянные богослужения. Он был заново освящен в честь новомучеников и исповедников российских. Центральная часть и притвор находились в полуразрушенном состоянии. На стенах еще остались фрески, одна из которых изображает Святую равноапостольную княгиню Ольгу.

Общие сведения

Образская церковь - памятник архитектуры XVII в. построенный в пору, когда централизация Руси была уже закончена, он тем не менее свидетельствует об устойчивости традиций псковского средневекового зодчества.

Большая часть здания сохранила свои первозданные формы. Светелка и керамический пол южного придела не знают аналогов в архитектрном наследии Пскова.

В объемно-простарнственной композиции, Образская церковь увязана с церквями Запсковья: Косьмы и Дамиана с Примостья, Богоявлением и имела значение в планировочной структуре древнего города не утраченное и в наши дни.


Церковь Нерукотворного образа. Фото: 2003 год. Фото: февраль 2005 г.

Внутреннее убранство церкви




внутренний объем южного придела образской церкви

Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru