Церковь Преполовения Пятидесятницы

Назад

Церковь Преполовения Пятидесятницы

г. Псков, ул. Детская, д. 3

Историческая справка

Преполовение – половина Пятидесятницы – середина 50 дней между праздниками Пасхи и сошествия Святого Духа, т.е. середина по времени между двумя величайшими праздниками – Пасхой и Троицей, иначе называемой Пятидесятницей.

Наименование праздника Преполовение Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего об Иисусе Христе, что Он, во дни Своей земной жизни, в третий год Своей Евангельской проповеди, в преполовение Ветхозаветного праздника Кущей, вошел в церковь и учил.

Праздник Кущей был одним из трех великих всенародных еврейских праздников, в память пребывания евреев в кущах (шалашах) во время странствованиях их по пустыне, и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи, по образу которой Моисей поставил скинию.

Праздник продолжался восемь дней, из которых первый и последний были особенно святы. Обрядом восьмого дня, состоявшим в связи с христианским праздником преполовения, был обряд торжественного возлияния воды. Возлияние воды было знамением возлияния Святого Духа.

Икона Преполовения Пятидесятницы

В преполовение праздника Кущей Господь вошел в храм Иерусалимский и учил. Этим учением Господь ясно показал Себя Мессией, ходатаем Бога и людей, законодателем и равным Богу Отцу. Таким образом, Преполовение Пятидесятницы есть явление Божественной силы и мудрости Спасителя, как Мессии, пославшего Святого Духа.

Вспоминают в Неделю о расслабленном освящении воды от Ангела в купели Силоамской, и особенно Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в Пятидесятницу, которое Господь уподобляет воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость».

Церковь в день Преполовения после литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа напоить жаждущие души водами благочестия, как Он «возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей».

Церковь Преполовения Пятидесятницы на Спасском подворье принадлежала Спасо-Елизаровскому монастырю. В книге "Прошлое г. Пскова" Гедимина указано, что церковь выстроена в 1494 г. на подворье Великопустынского монастыря.

В летописи она упоминается под 1468 г. В январе 1468 г. приехавший из Новгорода владыка Иона "...призвал в Пустынский двор посадников Пскова и священство". Клировые ведомости 1707 г. говорят: ... Устроена от Великопустынского монастыря в 1707 г.; в 1766 г. перенесен из Великопустынского монастыря в Рожницкой засаде образ локотной в киоте".

По-видимому, подворье Великопустынского монастыря в Пскове на Спасской ул. тогда же и перешло Елизаровскому монастырю. Клировые ведомости за 1916 г. отмечают: "...церковь каменная, холодная, находится на Спасском подворье в г. Пскове в 1-ой части на углу Успенской и Спасской улиц.

Ранние очень скудные исторические сведения не датируют ныне существующей церкви, только дают основания предполагать, что в ХV в. на этом месте храм существовал.

По архитектурным формам и по литературным источникам существующая церковь датируется ХVII в. В августе 1820 г. архимандрит Зосима рапортовал архиепископу Евгению (Болховитинову), что в церкви "становится опасно совершать служение".

Вид на колокольню. Фото Скобельцына Б.С., 1974

Архитектор Ф.Ф. Ябс делает заключение: "...довольно прочна, для безопасности следует сломать своды в церкви и алтаре равно переднюю каменную главу а вместо сводов сделать деревянные накаты оштукатурить и выбелить не трогая кровли".

В 1822 г. снята часть кровли, опущены (т.е. сломаны) своды. После этого на средней поперечной стене, над царскими вратами, и над северной и южной дверями с обеих сторон, оказались немалые трещины ниже и выше сводов, отчего стена была сломана и возведена вновь.

Ремонт закончен в 1822 г. В 1867 г. над папертью храма вместо прежней звонницы на столбах, устроена каменная шатровая колокольня.

Фото К.К. Романова 1922 год

В 1950 г. церковь приспособили для реставрационной мастерской. С 1960 г. в апсиде размещена кузница, в четверике с пристроенным тамбуром - гараж со смотровой ямой и тепляком.

Трапезная - административное помещение, в обстроенном крыльце - кладовая. В 1995 г. церковь передана Русской Православной Церкви, как приписная к Троицкому Собору.

Основные архитектурные особенности

Церковь преполовения Пятидесятницы бесстолпный - одноапсидный храм с основными конструкциями перекрытия четверика полулотковым сводом. Общая композиция - четверик, трапезная, крыльцо, вытянута по оси восток, запад. Четверик претерпел значительную реконструкцию в XIX и XX вв.

Фото: 24 сентября 2005 год

Полностью переделаны перекрытия четверика и апсиды. Каменные своды заменены на деревянные. В южной стене четверика устроен большой проем для автомашин. Оконный проем этой стены наполовину разобран, его верхняя часть с арочной перемычкой заложены.

К дверному проему пристроен тамбур с двухпольными воротами, по обе стороны от тамбура малые помещения-кладовки. Три проема в западной стене, ведущие в трапезную заложены. Над оконными проемами распалубки.

В интерьере четверика сооружен тепляк и вырыта смотровая яма. В восточной стене три заложенных проема, увязывавших четверик с алтарем, центральный большой и по бокам два малых. Со стороны алтаря простенки между проемами столбы. В апсиде два оконных проема, центральный большой с арочной перемычкой и в северной - малый щелевой (заложен).

Вид с севера. Фото Скобельцына Б.С., 1974

Северный и южный фасады имеют по четыре лопатки, их верха срезаны четырехскатной кровлей. На северном фасаде лопатки не доходят до самого низа (выше арочной перемычки) дверного проема. Это говорит о том, что существовал северный придел или паперть.

На восточном фасаде верхняя часть стены обшита тесом. Западный фасад гладкий. Барабан декоративный деревянный, глава и кровля металлические. На западном скате одно слуховое окно.

Трапезная с крыльцом построена за одну связь е четвериком, что видно на фотографиях, послевоенных лет, когда штукатурка на стенах была утрачена. В кладке этих стен швов нет.

План церкви

Трапезная и крыльцо перекрыты коробовыми сводами с распалубками над дверными проемами. В трапезной по одному оконному проему в северной и южной стенах. В западной стене один дверной и по бокам два оконных заложенных проема. В крыльце сооружены две стены, по бокам от прохода две комнаты.

Над крыльцом трехстолпная звонница перестроенная в шатровую колокольню. Под трапезной подклет перекрытый коростовым сводом. Вход через пристройку к северному фасаду. В южной стене оконный проем. Материалы памятника - известняковая плита. Габариты 23м х 10 м.


<


Иконостас

Общие сведения

В церкви Преполовения Пятидесятницы трапезная с крыльцом и звонницей сохрались в первозданных формах, не считая звонницы, которой легко, освободив от поздних столбов и шатра, вернуть прежний вид. Это единственный вариант средь архитектурных памятников Пскова.

Назад    Вверх страницы






Рейтинг@Mail.ru