Церковь Иоакима и Анны

Назад


Церковь Иоакима и Анны

г. Псков, ул. Калинина, д. 26

Историческая справка

На следующий день после праздника Рождества Пресвятой Богородицы Православная Церковь отмечает память родителей Девы Марии – святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. Наименование «Богоотцы» они получили, потому что являются прямыми предками Господа Иисуса Христа.

Святая праведная Анна была младшей дочерью священника Матфана, происходившего из колена Левина из рода Ааронова. Муж ее, святой праведный Иоаким, был родом из колена Иудина, из дома царя Давида. По древнему обетованию из рода Давидова должен был произойти Мессия.

Супруги жили в Назарете Галилейском. Ежегодно они отдавали две трети своих доходов в Иерусалимский храм и бедным. По особому Промыслу Божию святая чета до глубокой старости не имела детей. Супруги сильно скорбели об этом, так как бесчадие у евреев считалось тяжким несчастьем и наказанием Божиим. Святые горячо молились о даровании им потомства.

Праведные Иоаким и Анна

В один из праздников, когда израильтяне приносили в Иерусалимский храм дары Богу, первосвященник, полагая, что бездетный Иоаким не имел благословения Божия, отказался принять от него дары. Святой Иоаким был глубоко огорчен.

Он обратился к родословной двенадцати колен израильских и удостоверился, что все праведные мужи имели потомство, включая столетнего Авраама. Не возвращаясь домой, святой Иоаким ушел в пустыню и провел там сорок дней в строгом посте и молитве, призывая на себя милосердие Божие и омывая горькими слезами свое бесчестие.

Супруга его, святая Анна считала себя главною виновницею постигшего их горя. Однажды, увидев среди ветвей лаврового дерева гнездо с едва оперившимися птенцами, она слезно молилась о даровании ей младенца, обещая принести в дар Богу рожденное дитя.

Как только святая Анна произнесла слова обета, Ангел Божий возвестил ей об исполнении молитвы и открыл, что у нее родится дочь по имени Мария, через Которую благословятся все племена мира. Обрадовавшись, святая Анна поспешила в Иерусалимский храм, чтобы возблагодарить Бога и повторить обет о посвящении Ему ожидаемого младенца.

С тем же благовестием явился Ангел и святому Иоакиму в пустыне и повелел ему идти в Иерусалим. В Иерусалиме святая праведная Анна зачала Благословенное Чадо и родила Пресвятую Деву Марию. До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.

Вскоре после введения во храм Пресвятой Богородицы восьмидесятилетний старец Иоаким скончался. Святая Анна пережила его на два года, которые она также провела при Храме, и отошла ко Господу семидесяти девяти лет до Благовещения Пресвятой Деве Марии. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия.

Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна поминаются на отпусте каждой церковной службы. Традиционно родителям Пресвятой Богородицы молятся о даровании детей.

Церковь Иоакима и Анны на Полонище является монастырским храмом. История и время его возведения неизвестны.

Якиманский "девичь" монастырь впервые упоминается в грамоте 1308-1312 гг., которая записана в свитке Якиманского монастыря 1673 г. В грамоте говорится о том, что Яков Голутвинич и брат его Прокопий отдали свою землю, "селище пустух", рыбные ловли за Великою рекою на Великом озере на Ревице малой, да пожни и сенные покосы..." в Якиманский монастырь. Время передачи неизвестно.


Фрагмент плана г. Пскова составленный на основании летописи, актов и старинных чертежей и планов 1581, 1694, 1740, 1778, 1821, 1829, 1896 гг. действительным членом ПАО Ф. А. Ушаковым.
26 – Успения; 29 – Георгия на Взвозе; 30 – Пантелеймона на Красном дворе; 31 - Якиманская

В 1544 г., по свидетельству 1-й Псковской летописи, монастырь горел во время пожара на Якиманской улице (ныне - улица Красных Просвещенцев): "Лето 7052 (1544 г.)... того же лета в великий пост, апреля в 1, на полонище погоре Якиманская улица и монастырь Аким и Анна..."

Девичий монастырь был упразднен в конце ХVIII - начале XIX веков. С 1833 г. в "Клировых ведомостях" церковь упоминается как приписанная к церкви Николы со Усохи.


Церковь Иоакима и Анны на современной карте

В конце XIX в. состоит в ведении Псковской учительской семинарии. После Великой Отечественной войны была приспособлена под склад.

В 1896-97 гг. церковь подверглась значительным переделкам, исказившим ее древний облик. Были растесаны окна, имевшие до этого щелевидную форму; сильно расширен древний портал четверика; пол четверика опущен на 1 аршин, вследствие чего оказалась повышенной солея; заложены пролеты древнего крыльца; в северной пристройке свод заменен плоским перекрытием. Тогда же в западной части четверика были устроены хоры, а над барабаном поставлен маленький глухой купол.

Основные архитектурные особенности

Храм Иоакима и Анны находится на соединении улиц Калинина и Красных Просвещенцев, западным фасадом обращен к улице Калинина.

Церковь Иоакима и Анны. XVI в. План. г. Псков, ул. Калинина, 18.

Прямоугольный в плане, имеет притвор с двухпролетной звонницей, пристройку без алтаря с северной стороны, придел с южной стороны и паперть в виде крыльца традиционных псковских форм.

Трехапсидный четверик перекрыт коробовыми сводами с повышенными подпружными арками.

Фото: февраль 1972 год

Западные столбы четверика круглые, восточные округлены со стороны алтаря. Подпружные арки на уровне пят образуют напуск: нижние - на столбы у северной и южной стен, верхние - с обеих сторон угла.

Барабан изнутри обведен валиком, расположенным у его основания над парусами.

Окна барабана сохранили изначальную щелевидную форму. Следы таких же окон частично сохранились на растесанных окнах северной и южной апсид четверика.

Южная стена четверика имеет нишу, расположенную на высоте около 2 м. Солея четверика также сильно повышена, т.к. отметка пола ниже первоначальной на 1 аршин.

Западный неф четверика увеличен за счет восточного, т.к. глава храма сдвинута ближе к апсидам.

На западной стороне столбов четверика сохранились выпуски-опоры под деревянные хоры.

Древний портал четверика ныне расширенный, имел ширину 1 аршин 2 вершка, высоты 2.5 аршин.

Притвор ХVII века перекрыт коробовым сводом. Портал выдается внутрь притвора. Его размеры (ширина и толщина стены в этом месте) совпадают с размерами основания звонницы.

Два дверных проема соединяют притвор с приделом и пристройкой.

Южный придел церкви во имя пророка Наума апсиды не имеет. В его южной стене есть две ниши с душниками, расположенные рядом.

Четверик соединился с приделом посредством дверного проема, в настоящее время заложенного, следы которого видны из четверика.

При реставрации 1949 г. в южном приделе не найдено следов сводчатых перекрытий.

В северной пристройке следы сводов зафиксированы, но сами своды не восстановлены.

Церковь Иоакима и Анны. XVI в. Общий вид с запада. Фото М.И.Семенова 1996 г. г.Псков, ул.Калинина, 26.

Судя по заложенному дверному проему в северной стене четверика, который упирается в стену пристройки, а также по высоко законченным лопаткам на этой стене, пристройка и южный придел заменили в ХV11 веке галереи храма.

Звонница и паперть типичны для псковского зодчества ХV11 века.

Двухпролетная звонница расположена на западной стене притвора на одной оси с главой четверика.

Крыльцу реставрацией 1949 г. возвращена древняя форма в виде арок, опирающихся на два массивных столба.

В настоящее время церковь имеет восьмискатную крышу и главу, крытые железом.

Восточный фасад Якимансккой церкви

Барабан и апсиды украшены "бегунцом" и поребриком. Барабан увенчан аркатурным поясом.

Стены четверика разделены на три части лопатками, образующими вверху двухлопастные и трехлопастные арки.

Средняя апсида украшена валиковыми разводами в виде трех арок. Окна барабана закончены бровками. Церковь сложена из местной известняковой плиты на известковом растворе, обмазана и побелена. Основные габариты: 23 х 20 м, высота 16 м.

Общие сведения

Церковь Иоакима и Анны с Полонища бывшего Якиманского монастыря представляет собой характерное звено в совокупности псковских культовых зданий XVI-XVII вв.

Строгая почти симметричная композиция храма с приделами и звонницей, придают зданию определенное художественное своеобразие.




Назад    Вверх страницы






Рейтинг@Mail.ru